В «Геликон-опере» состоялась премьера спектакля «Золушка». Опере, написанной композитором Леонидом Вайнштейном, в этом году исполняется 35 лет, но в Москве ее поставили впервые. Как готовилась и какой получилась постановка, рассказывают режиссер Илья Ильин, дирижер Ялчин Адигезалов, а также исполнители главных партий.
Никакой золы и деревянных башмаков: эта Золушка живет в современной квартире со своей мачехой и ее дочками-неряхами. На кухне ловко управляется с газовой плитой, в минуты отдыха украдкой смотрит на огромном плазменном мониторе кино – «Золушку» 1947 года с Яниной Жеймо в главной роли. Разница с самой известной сказкой Шарля Перро получается приличная – героиня нового спектакля «Геликон-оперы» одновременно существует в рамках известного сюжета и в реальности, где он является частью культуры. Осовременить «Золушку» для режиссера Ильи Ильина было принципиальной задачей.
«Мы хотели, чтобы зрители увидели в Золушке и других героях современных людей, чтобы сцена стала своеобразным зеркалом. Мы хотели посмотреть, как несчастный, запертый, совершенно одинокий подросток будет действовать, попав в прекрасную сказочную среду», – говорит режиссер.
«Приготовь карету», – с ухмылкой говорит мачеха, собираясь в королевский дворец. Золушка послушно приносит ей ключи от автомобиля. Она еще не знает, что за ней уже давно наблюдает… нет, не фея-крестная, а добрый волшебник. Эта партия в опере Леонида Вайнштейна – мужская. Едва за мачехой и сестрами закроется дверь, волшебник выйдет из-за угла, – и будничная жизнь закончится, а начнется сказка.
Золушка получает мерцающее бальное платье. Тыква превращается карету, а мыши в кучеров прямо на глазах зрителей – с помощью современных 3D-технологий. На сцене во всю высоту – до колосников — установлена специальная огромная полупрозрачная сетка, на которую проецируется видео. Зритель видит одновременно и то, что происходит на ее поверхности, и артистов, которые стоят за ней. Волшебная процессия, как и в диснеевском мультфильме, уносится прямо в небо – на бал, который развернется на фоне гигантских часов.
«Это лучше, чем если бы мы выкатили на сцену настоящую карету. Мы добились эффекта “вау”, и это круто», – говорит Илья Ильин. «Золушка» – не первая его сказочная постановка в «Геликон-опере». В конце 2018 года он поставил оперу «Волшебная флейта», получившую шесть номинаций на «Золотую маску», в том числе за работу режиссера.
Сценографией и костюмами занимался постоянный дуэт Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного. Главные художники «Геликон-оперы», они сделали вместе более полусотни постановок. Среди них – опера «Садко», для которой Тулубьева и Нежный «разлили» настоящее «море-окиян» на плазменных панелях, «Кармен», действие которой перенесено на улицы современного Мадрида, оперетта «Летучая мышь» и недавняя «Травиата», вдохновленная творчеством французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека.
Главная героиня не зря в начале спектакля смотрит фильм «Золушка» 1947 года. Режиссер признается: он любит эту ленту с детства. Работая над спектаклем, пересмотрел ее по меньшей мере 15 раз. Советская киносказка хорошо знакома и Лидии Светозаровой, исполнившей партию Золушки.
«Я выросла на этом фильме. И сейчас, конечно же, у меня в голове образ Золушки, связанный с Яниной Жеймо. Но когда я готовилась к этой опере, я не пересматривала кино. Все-таки у меня другая Золушка», – рассказывает актриса.
Работая над оперой, композитор Леонид Вайнштейн сделал мужской не только партию феи, но и партию мачехи. Солист Алексей Дедов, наряженный в пышное платье и загримированный до неузнаваемости, басом отдает Золушке поручения.
«Мне кажется, композитор хотел показать всю комичность мачехи, ее суровый характер. Так что у нас она получилась гротескная. Именно в этой сказке такой образ воспринимается уместно. А мне как актеру было приятно подурачиться, поиграть в этом образе», – говорит Алексей Дедов.
Режиссер Илья Ильин уверен: желание пошутить двигало и композитором.
«В свое время Вайнштейн был участником знаменитой команды КВН “Парни из Баку”, этот человек с совершенно феноменальным чувством юмора, с очень хорошим вкусом. Мачеха, поющая басом, вносит в оперу комизм и фарс. По-моему, это здорово сыграло», – добавляет режиссер.
Леонид Вайнштейн – один из самых известных азербайджанских композиторов, ученик Кара Караева – написал оперу «Золушка» в 1985 году. Тогда же ее показали в первый раз – премьера состоялась в Азербайджанском академическом театре оперы и балета в Баку. Композитор соединил традиционные приемы академической музыки с приемами оперетты и мюзикла, включил в партитуру элементы вальса и галопа, характерные для театральной музыки прошлого века, и восточные мотивы. Успех был оглушительным. Тот спектакль хорошо помнит Ялчин Адигезалов, который занял дирижерский пульт в «Геликон-опере».
«Тогда в Баку состоялось мое знакомство с его “Золушкой”, мне было всего 25. И я очень рад и горд, что спустя 35 лет мне доверили музыкальное руководство в этом спектакле в одном из лучших российских театров под руководством Дмитрия Бертмана», – говорит дирижер.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Троице-Лыково в Строгино