Дата: 4, 12, 19, 25 февраля, 1 и 20 марта
Время: 19:00
Адрес: Кутузовский проспект, дом 30
Древняя Греция, наши дни: Геракл чистит авгиевы конюшни, отложив в сторону солнцезащитные очки. Королева амазонок размышляет о любви, поправляя строгий дизайнерский пиджак, а Тесей, забыв о Минотавре, посматривает на симпатичных девушек на пляже. Эта сюрреалистическая картина – новый спектакль Евгения Каменьковича. В его основе не античный миф, а пьеса советского драматурга Михаила Рощина, написанная в 1963 году.
Слишком смелая пьеса «Седьмой подвиг Геракла» долгое время была запрещена в СССР. Место действия – некая страна, на первый взгляд благополучная, а при ближайшем рассмотрении – лживая. Рощин переосмыслил подвиг Геракла, добавив к уборке навоза противодействие лжи. В античном мифе царь Авгий ничего не имел против того, чтобы народ узнал, в каких условиях содержались его животные, а у Рощина он требует от Геракла молчания. Победа над ложью и есть седьмой подвиг, вынесенный в название.
Дата: 9–10 февраля, 7–8 марта
Время: 19:00
Адрес: Вознесенский переулок, дом 9а
Свежий (премьера состоялась в декабре прошлого года) спектакль режиссера-легенды Юрия Погребничко с приглашенной звездой в главной роли – Евгением Цыгановым. Герой Цыганова – Эдвард, усталый мужчина средних лет. Он и его жена Флора (эту роль в разных составах играют Ольга Бешуля и Юлия Снигирь) отчаянно пытаются найти общий язык и объяснить самим себе, что они делают вместе.
Появление рядом с домом глухонемого продавца спичек обнажает тщетность попыток: молчаливый оборванец – метафора их пустой совместной жизни. Как во всех спектаклях театра «Около дома Станиславского», здесь много музыки. Сюрприз для поклонников Евгения Цыганова: в «Пинтере для всех» он играет на электрогитаре и терменвоксе.
Гарольд Пинтер – лауреат театральных и литературных премий, в том числе Нобелевской премии по литературе, – особенный драматург для Погребничко: в спектаклях по его пьесам он играл в 1970-х, когда театр абсурда только появлялся в СССР. Одним из первых спектаклей созданного в 1988 году театра «Около дома Станиславского» стал «Сторож» по Пинтеру. Постановка остается в репертуаре уже три десятилетия.
Дата: 12–16 февраля
Время: 19:00, 16:00
Адрес: Большая Никитская улица, дом 19/16
В «Геликон-опере» готовится к выпуску мировая премьера оперы «Золушка» Леонида Вайнштейна. Впервые опера была представлена в 1985 году в Азербайджане, на родине композитора.
35-летие «Золушки» отметят в Москве с большим размахом – с масштабными декорациями и голографическими эффектами, которые позволят показать превращение тыквы в карету и наоборот. Предусмотрен интерактив: зрители смогут принять участие в поисках невесты для принца и примерить хрустальную туфельку.
Режиссер спектакля, который будет одинаково интересен и взрослым, и детям, – Илья Ильин, художественный руководитель – Дмитрий Бертман. За сценографию и костюмы отвечает постоянный художественный тандем Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой.
Дата: 14, 25 февраля, 1 и 21 марта
Время: 19:00, 18:00
Адрес: Большая Никитская улица, дом 19/13
Театр имени Маяковского готовит к премьере спектакль по одной из главных пьес классика советской драматургии Александра Вампилова. Взяться за «Старшего сына» предложил режиссер Анатолий Шульев, поставивший здесь до этого спектакли «Бешеные деньги» и «Донжуан». На роль романтичного и бесконечно доброго музыканта Сарафанова-старшего он пригласил народного артиста России Игоря Костолевского. Впервые «Старшего сына» покажут в День всех влюбленных.
Комедию о парне-самозванце, который обманом проник в первую попавшуюся квартиру, не успев на электричку до города, и перевернул вверх тормашками жизнь незнакомой семьи, Вампилов написал в 1967-м. Через три года состоялась первая постановка – в Ленинградском областном театре драмы и комедии.
Ставили и в Москве: в Театре на Таганке, «Сфере», Театре Олега Табакова. В 1975 году пьесу экранизировал Юрий Векслер с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским.
Дата: 14–29 февраля
Сеансы: с 18:00
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1/8, строение 6
Театральный импресарио Федор Елютин, специалист по иммерсивным спектаклям, привозит в Москву экспериментальный проект «Между нами», созданный турецким режиссером Бегюм Эрджияс. Он объединил две иммерсивные аудиопостановки – разные по форме, но похожие по содержанию: обе заставляют столкнуться с самим собой.
Первая – Pillow Talk – почти часовое общение с искусственным интеллектом в пространстве, наполненном звуками и ароматами леса, а также подушками. Невидимый собеседник заставит задуматься о мечтах и фантазиях.
Voicing Pieces предлагает выбрать одну из трех скульптур, представляющих собой большие акустические капсулы, засунуть в нее голову и следовать указаниям. Организаторы обещают – дальше будет магия. Все, что вам понадобится, – ваш собственный голос.
Дата: 15, 16, 22, 29 февраля, 15, 22, 25, 28 марта
Время: 12:00, 16:00, 18:00
Адрес: площадь Журавлева, дом 1
Еще один готовящийся спектакль для всей семьи – «Лунная Масленица» Филиппа Григорьяна по пьесе Павла Пряжко. «Лунная Масленица» входит в новую программу «Большие режиссеры маленьким зрителям». Формат предложил новый худрук театра Константин Богомолов.
Главные герои – дети, которые отправились спасать родителей из лунного плена. Сказочный сюжет переплетается с современными реалиями и юмором. Над «Лунной Масленицей» Григорьян работал со своей постоянной командой – сценографию и костюмы сделала Влада Помирковоная, Сергей Борисов написал музыку, Анна Абалихина поставила хореографические номера, Илья Кухаренко выступил литературным консультантом.
Сотрудничество Григорьяна и Пряжко началось в 2007 году – тогда режиссер и драматург встретились в лаборатории Михаила Угарова. Среди их совместных постановок – «Третья смена» в московском Театре имени Йозефа Бойса, «Поле» в «Школе современной пьесы», «Чукчи» в пермском театре «Сцена-молот».
Показы пройдут во Дворце на Яузе, куда театр переехал на время ремонта.
Дата: 21 февраля, 8 марта
Время: 19:00
Адрес: улица Земляной Вал, дом 76/21
Самую известную комедию Мольера в Театре на Таганке превратили в комедию дель арте – спектакль в спектакле с гротескными костюмами, ярким гримом и шутками в зал. Артикль le, вынесенный в название, указывает: все будет по-французски. Артисты говорят с французским акцентом, поют французские песни. Кстати, музыку написал настоящий француз – композитор Луи Лебе.
В Театре на Таганке «Тартюф» уже во второй раз: в 1968 году спектакль поставил Юрий Любимов, и тот вариант не имеет ничего общего с этим (кроме мольеровского сюжета). Создатель нового – режиссер Юрий Муравицкий. Его главным требованием стало, чтобы роли исполняли только молодые актеры.
Дата: 26 февраля, 1 и 29 марта
Время: 19:00
Адрес: Беговая улица, дом 5
В Центре драматургии и режиссуры исследуют феномен множественного расстройства личности, которому посвящен роман «Таинственная история Билли Миллигана» Дэниела Киза.
Прототип главного героя – человек, в разуме которого уместились 24 самостоятельные личности. Каждая – с собственным возрастом, интеллектом, характером. 10 лет Уильям Стенли Миллиган провел в психиатрической лечебнице, после чего был «признан цельным» и выпущен на свободу.
Молодой режиссер Станислав Станис в своем спектакле делает акцент на детских травмах Билли Миллигана. Он проведет зрителей по чертогам его разума, покажет мир его глазами и попробует объяснить, что привело в его голову целую толпу совершенно разных людей.
Дата: 28–29 февраля, 9, 19, 28 марта
Время: 19:00
Адрес: Камергерский переулок, дом 3
В репертуар МХТ имени Чехова возвращается «Чайка» – особенный для театра спектакль. Именно после оглушительной премьеры чеховской пьесы в 1898 году, когда ее поставили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, изображение этой птицы стало эмблемой театра.
Новую версию вечного спектакля создал один из ведущих европейских режиссеров Оскарас Коршуновас, мастер нового прочтения классики. Из чеховского текста он удалил весь исторический флер, оставив главное – конфликт поколений. На этот каркас он нанизывает новые детали, превращая «Чайку» в современный спектакль. В ролях – Игорь Верник, Дарья Мороз, Станислав Любшин, Евгения Добровольская.