11 августа в России отмечается День строителя. Ежегодно его празднуют во второе воскресенье августа. Для главной выставки страны это особенный праздник. За 85-летнюю историю на ВДНХ работало множество талантливых архитекторов, строителей и реставраторов. Над фасадами и интерьерами павильонов в разные годы трудились такие выдающиеся мастера, как Алексей Таций, Владимир Щуко, Николай Иванченко, Евгений Вучетич, Константин Топуридзе, Леонид Павлов, Стефан Полупанов и многие другие.
«На протяжении 70 лет выставка сохраняет планировочную структуру и ключевые постройки, сеть скверов, цветников, дорог и тропинок. При этом жизнь не стоит на месте, а значит, территория должна быть удобной, а объекты — соответствовать требованиям современности. И мы все делаем для этого», — отметили в пресс-службе ВДНХ.
Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) в Москве открыли летом 1939 года. Она была призвана показать, какой подвиг жители страны совершили в аграрном секторе за 20 лет существования советской власти. Архитектурный проект выставки был разработан в мастерской Вячеслава Олтаржевского. Под строительство выделили участок с несколькими природными прудами на северо-востоке Москвы. До 1917 года эти земли принадлежали графу Александру Шереметеву, последнему владельцу усадьбы Останкино. Уникальный выставочный город с павильонами, аллеями, прудами и фонтанами построили за несколько месяцев. Большинство павильонов ВСХВ было возведено в классическом стиле с элементами ар-деко. Примечательно, что основные части довоенной планировки сохранились до сих пор.
Первая выставка в 1939 году проработала почти три месяца. Ее посетили свыше 3,5 миллиона человек. В августе 1940-го она снова встречала гостей, летом 1941-го выставка тоже открылась, но ее дальнейшей работе помешала Великая Отечественная война.
После войны правительство Советского Союза приняло решение о воссоздании ВСХВ. В течение шести лет на территории рядом с Ярославским шоссе велась масштабная реконструкция. Новая выставка аграрных достижений открылась летом 1954 года. Архитектурный облик ВСХВ отражал триумф Победы в Великой Отечественной войне и успехи послевоенного возрождения страны.
У выставки появился новый главный вход. Его строительством занимался советский архитектор Иннокентий Мельчаков. Он задумал пятипролетную арку в стиле сталинского ампира. По своему образу она напоминает триумфальную арку в духе XVIII–XIX веков. Высота ворот главного входа была выбрана так, чтобы при подходе к ним через центральный арочный пролет был целиком виден павильон № 1 «Центральный». На сооружение установили восьмиметровую бетонную скульптуру «Тракторист и колхозница». Арка главного входа стала затем одним из узнаваемых символов ВДНХ. Она также украсила логотип выставки.
На послевоенную реконструкцию и проектирование павильонов повлияло строительство в столице высотных зданий. Так, очертания московских высоток прослеживаются в здании павильона № 1 «Центральный». Его построили в 1954 году по проекту архитекторов Георгия Щуко и Евгения Столярова. Новый павильон возвели также в стиле сталинского ампира. Здание высотой 97 метров поражает гостей своим величием.
Внутри расположен знаменитый горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!». Над его созданием трудился коллектив из восьми скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Вучетичем. Работа над произведением шла три года. Его представили в 1954-м. Горельеф — одно из выдающихся произведений Евгения Вучетича, в котором полностью раскрыт талант скульптора и художника. Автор изобразил более 1,5 тысячи человек на площади 90 квадратных метров. На горельефе представлено торжественное шествие советского народа на фоне знаковых сооружений эпохи. Долгие годы эта знаменитая работа великого мастера считалась утраченной. Горельеф обнаружили во время ремонта павильона в 2014-м. По решению Сергея Собянина его бережно отреставрировали и открыли в марте 2016 года.
В 1954 году на главной выставке страны появилось три самых известных фонтана: «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос». Их автором является архитектор Константин Топуридзе.
Легендарный фонтан «Дружба народов» был спроектирован в лучших традициях классического фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Он символизировал процветание Советского Союза, основанное на единстве многонациональной страны. Композиция состоит из нескольких частей. Овальная чаша увенчана золотым снопом пшеницы и подсолнухами. Фигуры символизируют 16 советских республик. Девушки держат в руках сельскохозяйственные культуры, которые чаще всего выращивались на полях. Впервые фонтан комплексно отреставрировали в 2018–2019 годах. Был сохранен его исторический облик. Площадь бассейна фонтана составляет 3,8 тысячи квадратных метров. Почти 800 струй поднимаются на высоту до 20 метров.
Еще один известный фонтан ВДНХ — «Каменный цветок». Идея композиции связана с уральскими сказами Павла Бажова. В центре фонтана — чаша в виде бутона цветка, распускающегося среди самоцветов. Его лепестки украшены смальтой и золотой кантарелью. На гранитных постаментах c чугунными завитками установлено 16 бронзовых композиций — натюрмортов с дарами природы. В 2019 году фонтан отреставрировали, сохранив его исторический облик. «Каменный цветок» предстал перед гостями ВДНХ таким, каким его задумывал Константин Топуридзе в 50-е годы прошлого века.
Фонтан «Золотой колос» расположен в центре 3-го Каменского пруда в ландшафтном парке. Он находится на плоском шестиугольном основании. У его подножия стоит три рога изобилия с овощами и фруктами: капустой, тыквой, помидорами, яблоками, виноградом. Вся скульптурная композиция покрыта мозаикой.
В июле 2018 года фонтан был запущен после комплексной реставрации. До этого он не работал 30 лет. «Золотому колосу» вернули исторический облик образца 1954 года. Фонтан выпускает 66 струй воды, 30 из них достигают 25 метров в высоту.
Ко второму рождению ВСВХ в 1954 году было построено 29 павильонов. Над новым архитектурным обликом выставки работало много знаменитых советских архитекторов. Например, выдающийся мастер Леонид Павлов спроектировал павильон «Лен, конопля и другие лубяные культуры» (с 1959-го — павильон № 31 «Геология»). Красивое здание было построено с стиле неоклассицизма с элементами сталинского ампира. Центральный корпус украшен четырьмя колоннами. Справа и слева к нему пристроены два небольших сооружения. Фасад здания обильно декорирован лепниной в виде растений, кустов льна и конопли. Реставрация павильона № 31 «Геология» завершилась в 2022 году. Сейчас в здании открыта выставка «12 признаков живого» Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.
Павильон № 66 «Советская культура» (ранее — «Узбекская ССР») по праву считается архитектурным шедевром. Перед гостями предстает удивительное по красоте здание с ажурной ротондой и фонтаном. Павильон построили по проекту заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР архитектора Стефана Полупанова. Фасад и интерьеры здания украшены народными орнаментами. Колорит придают скульптуры чабана-каракулевода и сборщицы хлопка. Стефан Полупанов — автор проектов множества зданий, среди которых Дом правительства Узбекской ССР и Дом культуры и труда в Ташкенте.
В 1963 году правительство Советского Союза приняло постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР». Выставка становилась круглогодичной. Кроме того, в это время промышленная тематика стала преобладать над сельскохозяйственной. Было решено отказаться от павильонов республик. Сооружения переименовали и перепрофилировали. Например, павильон «Литовская ССР» стал «Химией», «Латвийская ССР» — «Физикой», «Белорусская ССР» — «Электротехникой», «Молдавская ССР» — «Стандартами», «Казахская ССР» — «Металлургией», «Армянская ССР» — «Здоровьем», «Украинская ССР» — «Земледелием».
В 1960–1970-е годы появились новые павильоны, выполненные в современных архитектурных стилях. Так, в 1971-м по проекту архитекторов Игоря Виноградского, Леонида Мариновского и других в стиле брутализма был построен павильон № 29 «Цветоводство и озеленение». В оформлении фасадов здания использовали необработанный ракушечник. Павильон украшает декоративный рельеф «Флора». Он представляет собой кованый женский силуэт из меди, обрамленный цветами. Голову женщины украшает венок. Металлическая ажурная композиция была создана художником и архитектором Юрием Александровым. В настоящее время в павильоне размещается эколого-просветительский центр «Цветоводство» Мосприроды.
В 1978 году на выставке построили павильон № 7 «Семена» в стиле советского модернизма. Его проект разработали архитекторы Зоя Арзамасова и Татьяна Петрова при участии инженера Дмитрия Земцова. Сейчас здесь находится мультимедийный центр «Союзмультпарк».
ВДНХ — уникальное общественное пространство с 85-летней историей. Выставка объединяет 49 объектов культурного наследия, в том числе исторические павильоны и фонтаны. Общая площадь ВДНХ — свыше 325 гектаров. В 2014 году началась масштабная программа возрождения выставки. По решению москвичей ей вернули историческое название — ВДНХ (с 1992 года использовалось наименование «Всероссийский выставочный центр»), а специалисты приступили к благоустройству территории, восстановлению павильонов и ландшафтных шедевров комплекса.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста