В фондах городских музеев хранится 1,8 миллиона очень разных предметов — от античной гераклейской амфоры и театральной люстры XVIII века до коллекции колибри и прообраза современной цветомузыки. О некоторых уникальных экспонатах, которые сегодня находятся в экспозициях и хранилищах, — в материале mos.ru.
Люстру конца XVIII века с фонарями на четыре свечи, хранящуюся в усадьбе Останкино, изготовил петербургский мастер немецкого происхождения Иоганн Адам Фишер. Он был едва ли не единственным люстровщиком (или медником), оставлявшим на своих работах подпись и дату, так что происхождение удалось установить доподлинно.
Сейчас известно не менее 12 подписных работ Фишера в России и за рубежом, пять хранятся в Останкине. Среди них — одна из самых эффектных, со стержнем граненого стекла и очень редкого нежно-зеленого оттенка. Хрустальный убор состоит из дождя, гирлянд, подвешенных фестонами, розеток и страз, а в окончании стержня — граненое «яблоко». На нижнем ободе — подпись мастера: INFENIT. FECIT I. A.S. FICHER. ST. PETERSBURG 1793.
Один из самых ценных экспонатов кусковского Музея керамики — египетский сервиз из 136 предметов — интересен не только дизайном, вдохновленным культурой Египта, но и своей историей. Его изготовили в 1808 году по заказу Наполеона Бонапарта вскоре после предпринятой им экспедиции в Египет. Император планировал пользоваться сервизом сам, но позже подарил его Александру I.
Сервиз делится на две части — для десерта (72 тарелки, 12 компотниц, четыре сахарницы, две конфитюрницы, четыре мороженицы, восемь емкостей для фруктов) и для завтрака, чая и кофе (чашки, блюдца и молочник). Особое внимание привлекают мороженицы, сделанные в виде каноп — ритуальных египетских сосудов для внутренностей, которые изымают во время бальзамирования. Рисунки на них повторяют барельефы Карнакского храма — главного и крупнейшего в Древнем Египте.
Египетский сервиз. Как подарок Наполеона Бонапарта оказался в Москве«Рано я стал стариком». Как разбилась мечта создателя русского фарфора
А на первый взгляд неброский экспонат Музея керамики — самый ранний из сохранившихся до наших дней датированных предметов русского фарфора. Это небольшой белый ставок (конфетница) в виде плода китайского персика с крышкой, украшенной лепными цветами и листьями. На его основание нанесен год изготовления (1748), а также монограмма Дмитрия Виноградова (1720–1758). Основоположник производства фарфора в России учился вместе с Михаилом Ломоносовым, первым в нашей стране получил пригодный для изготовления фарфора состав и создал из него первые изделия на Невской мануфактуре, ставшей впоследствии Императорским фарфоровым заводом.
Вершининский стакан — несомненный раритет кусковского Музея керамики. Талантливый крепостной мастер Александр Вершинин, работавший на хрустальном заводе Бахметева в Пензенской губернии, создал серию стаканов с изображениями видов усадеб и хода их жизни: охоты, рыбалки и других сцен сельской идиллии. Изделия — с секретом: у них двойные стенки, в узком пространстве между которыми располагаются миниатюрные реалистичные пейзажи, выполненные из камешков, мха, соломы и бумаги. Особое восхищение вызывает то, как мастер сумел соединить стеклянные стенки и не разрушить хрупкие макеты. Рабочая температура для стекла — около 900 градусов, температура горения бумаги и соломы, естественно, намного ниже.
Подобных произведений сохранилось мало — известно о 12 стаканах Вершинина, хранящихся в отечественных и зарубежных собраниях. Сюжеты на них никогда не повторяются.
За стеклом. История граненого стакана от Петра I до Петрова-Водкина
Картина голландского живописца Корнелиса Якобса Делфта (1570/1571–1643) «Хозяйка на кухне» — одна из ценнейших в собрании графов Шереметевых. Корнелис Делфт был среди первых голландских живописцев конца XVI — первой половины XVII века, виртуозно создававших кухонные натюрморты в стиле Питера Артсена (1508–1575). Артсен же первым в истории нидерландской живописи сделал простых людей главными героями своих картин. В его монументальных натюрмортных композициях фигуры крестьян возвышены до героических. Работы Делфта отличает особый лейтмотив — изображение кухонной утвари.
В XVIII веке «Хозяйка на кухне» украшала кухню Голландского домика в Кускове, но спустя столетия требовала реставрации. На ее восстановление необходимо было собрать один миллион 184 тысячи рублей. Это удалось благодаря помощи многих людей, любящих искусство, в том числе посетителей усадьбы Кусково. «Хозяйку на кухне» восстановили в Государственном научно-исследовательском институте реставрации.
Первые европейские натуралисты, приезжавшие в XIX веке исследовать колибри в Новый Свет, сравнивали их с драгоценными камнями — так необычно переливалось оперение на тропическом солнце. В Государственном Дарвиновском музее хранится целая коллекция этих ярких птиц.
С колибри связана романтическая история из жизни основателей музея: более 100 лет назад его первый директор Александр Котс подарил своей невесте Надежде Ладыгиной в день ее рождения чучела трех редких птичек. Так в 1911 году супруги Котс положили начало самому большому в России собранию, которое сейчас насчитывает 578 предметов. Среди них — гнезда колибри и даже один скелет размером с мизинец. Создание такого экспоната — настоящее ювелирное искусство.
Колибри представлены в основной экспозиции, также их периодически можно увидеть на временных выставках. Дважды (2011 и 2014) коллекцию крошечных птиц выставляли целиком. Каждый посетитель мог подсветить колибри фонариком, чтобы разглядеть переливы оперения.
А в Музее К.Г. Паустовского хранятся не только рукописи и личные вещи писателя, но и редкие и довольно необычные экспонаты. Посетители могут увидеть античную гераклейскую амфору IV — начала III века до нашей эры, подаренную Константину Паустовскому в 1959 году. В одном из рассказов есть история ее приобретения: «Несколько дней я прожил в болгарском рыбачьем порту Созополе. Этот город в древности назывался Аполлония. Там поэт Славчо Чернышев подарил мне греческую амфору. Он сказал, что амфоре две с половиной тысячи лет. Созопольские рыбаки вытащили ее сетью с морского дна во время зимнего лова. Чернышев ходил тогда с рыбаками в море, и они отдали ему амфору».
В мемориальном кабинете Паустовского в Тарусе представлена подзорная труба XIX века, изготовленная в Англии, подарок поэта Аркадия Штейнберга. По легенде, которую рассказывал сам писатель, труба находилась на знаменитом фрегате «Паллада». Паустовский любил смотреть через нее в окно тарусского дома на дорогу, провожая кого-нибудь или ожидая гостей.
Александр Скрябин, как и многие его современники, был всерьез увлечен восточной культурой. В мемориальном музее композитора хранится немало экспонатов, отражающих этот интерес: предметы интерьера, книги по философии буддизма и индуизма, а также шахматы, в которые очень любил играть Скрябин. В шкафу есть маленькая японская шкатулка для фигур, сделанная из папье-маше, покрытая глянцевым лаком и украшенная художественной росписью. Две стороны красного веера напоминают алый закат, на фоне — воробьи и журавли. Внутри шкатулка поделена на две секции — вероятно, для черных и белых фигур. Но какие именно шахматы в ней хранились, остается загадкой.
Уникальный светоцветовой аппарат — гордость и один из главных экспонатов музея, он был необходим композитору для соединения музыки и света в новаторской поэме «Прометей». Устройство изготовил по эскизам Скрябина его друг и инженер Александр Мозер. Круг был подвешен к потолку в кабинете композитора, во время исполнения поэмы за пультом находилась его супруга Татьяна Шлецер и сопровождала игру на рояле световыми эффектами согласно строке Luce в партитуре. Светоцветовой аппарат стал прообразом современной цветомузыки.
Особого внимания заслуживают и рояли Скрябина. За салонным инструментом фирмы Bechstein, подарком друга и официального представителя бренда Андрея Дидерихса, композитор работал над своими последними сочинениями. Сейчас он звучит дважды в год — в день рождения (6 января) и в день памяти (27 апреля) композитора. В гостиной стоит кабинетный рояль фирмы Becker, подаренный меценатом Митрофаном Беляевым в 1895 году. На тот момент Скрябин, юный выпускник консерватории, только начинал творческий путь, поэтому инструмент всегда был с ним. Гораздо позже на этом рояле играли его дети Ариадна, Юлиан и Марина, которые учились у Елены Фабиановны Гнесиной. С созданием музея рояль «замолчал» на 100 с лишним лет, и только в этом году его отреставрировали. Теперь инструмент звучит во время музыкальных лекций Павла Шатского — научного сотрудника музея, пианиста, доцента Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Ближайшая встреча пройдет 27 декабря.
В музее-заповеднике «Коломенское» хранится книга «Апостол», выпущенная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году на Московском печатном дворе. Издание, которое считается одним из первых печатных на Руси, выполнено в две краски (черная и красная) и преимущественно на французской бумаге. В оформлении использованы изысканные орнаментальные украшения, а заголовки набраны вязью.
В Коломенском книга «Апостол» оказалась, предположительно, не раньше конца XIX века. В XVIII–XIX столетиях она принадлежала собирателям старинных книг и икон купцам-старообрядцам Першиным из Коврова, оставившим на издании владельческий штамп. В конце XIX века Першины распродавали коллекцию из-за финансовых трудностей. Предположительно, тогда книгу купили на торгах старообрядцы, жившие в Коломенском. В 1962 году ее нашли три школьницы на чердаке дома 78 на Большой улице и подарили музею. Она стала главным раритетом и гордостью книжного собрания. В мире сохранилось 67 экземпляров этого издания.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
Кубок «Москва – на волне»