Здесь бывали Пушкин и Вяземский: утвержден предмет охраны усадьбы Бутурлиных

24 сентября 2020
Архитектура Москвы

Департамент культурного наследия города Москвы утвердил предмет охраны бывшей городской усадьбы Бутурлиных. Это ансамбль жилых зданий XVIII−XIX веков, расположенный по адресу: Госпитальный переулок, дом 4а. Эксперты определили историческую и художественную ценность фасадов и интерьеров двухэтажного главного дома с подвалом, а также двух бывших флигелей усадьбы. Их в XIX веке перестроили под жилые дома, а затем под корпуса ткацкой фабрики.
Планировка зданий, а также их убранство сочетает в себе элементы двух стилей — классицизма и ампира. Архитектурный комплекс обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения и охраняется государством.

«Данный ансамбль примечателен тем, что прежде здесь располагалась известная в Москве богатая усадьба. Первым ее владельцем в середине XVIII века был генерал-поручик и камергер Николай Андреевич Корф. Однако знаменитой ее сделал другой владелец — граф Дмитрий Петрович Бутурлин. В его доме бывали Николай Карамзин, Петр Вяземский. Известно, что в детстве усадьбу часто посещал Александр Пушкин. Бутурлин был страстным садоводом, а также библиофилом, хозяином одного из крупнейших в Европе книжных собраний. Оно насчитывало 40 тысяч томов. Примечательно, что свою библиотеку он сделал публичной. Владение сгорело в пожаре 1812 года, было восстановлено, но былого великолепия уже не осталось. Усадьба переходила от владельца к владельцу, облик главного дома и флигелей менялся. Сейчас в усадьбе соединились две эпохи: XVIII и XIX века, классицизм и ампир», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

После проведения научных исследований был определен и утвержден предмет охраны усадебного комплекса. В него вошли его местоположение и все ценные элементы строений, формирующие исторический облик. Это внешний вид фасадов особняка и флигелей, включая расположение окон и дверей, а также интерьеры строений.
Так, специалисты утвердили ценность лепного декора на фасадах особняка. Речь о медальонах с барельефами, изображающими две женские фигуры. По бокам от них расположены факелы. А крайние окна первого этажа декорированы маскаронами в круглых венках с пальметтами (рельефные детали в виде листьев пальмового дерева, жимолости или тропического растения аканты).

Кроме того, эксперты отметили и частично оставшуюся внутреннюю планировку XVIII века (была незначительно изменена в конце XIX — начале XX столетия). Так, например, на первом этаже сохранились две анфилады. Потолки комнат украшены лепным декором с розетками и фризом (декоративным поясом).

Ценность представляет и напольное покрытие в музыкальной гостиной. Речь идет о паркете 1887 года. Он выложен сложным рисунком — «плетением в косу», а в центре комнаты находится восьмиконечная звезда, собранная из разных пород дерева. Стены гостиной украшает лепной декор в виде различных музыкальных инструментов, театральных масок и гирлянд.

В предмет охраны бывших флигелей усадьбы вошли архитектурный облик зданий, крыши, композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов XIX века, местоположение, форма, размер, оформление оконных и дверных проемов.

Алексей Емельянов напомнил, что теперь реставрацию усадебного комплекса можно будет проводить только с учетом предмета его охраны.

Граф, тайный советник и сенатор Дмитрий Бутурлин (1763−1829) приобрел усадьбу в 1789 году. Она была построена в стиле классицизм по проекту неизвестного архитектора. Главный дом тогда был одноэтажным.

Дмитрий Бутурлин был внуком фельдмаршала Александра Бутурлина и крестником императрицы Екатерины II, пожаловавшей ему при крещении чин сержанта гвардии. В молодости он оставил службу в Петербурге и переехал в Москву. Интересно, что Бутурлин официально числился директором Эрмитажа, но там не появлялся и предпочитал проводить время в своей московской усадьбе. Здесь он занимался садоводством и выращивал в оранжереях редкие растения. Также среди его увлечений были сочинение стихов на французском языке, игра на музыкальных инструментах, коллекционирование картин и многое другое.

В 1831 году наследники Дмитрия Бутурлина продали дом и весь участок купцу первой гильдии В.А. Розанову. При новом владельце флигели перестроили в жилые дома и, предположительно, стали сдавать там комнаты или квартиры в аренду.

В 1875-м бывшая усадьба перешла к купцам Кондрашовым. В 1887 году здание переделали: надстроили второй этаж, а в его планировке, внутреннем и внешнем убранстве классические элементы дополнили элементами стиля ампир. Руководил проектом перестройки архитектор Иван Херодинов. В советское время в зданиях усадьбы также располагалась ткацкая фабрика. Сейчас их занимают различные учреждения.

Сохранение и восстановление памятников архитектуры в Москве — важнейшее направление в работе Департамента культурного наследия. Многие памятники обретают новую жизнь, их приспосабливают для современного использования, сохраняя при этом исторический облик столицы. С 2011 года в городе отреставрировали более 1400 объектов культурного наследия, из них 203 — в 2019 году. 

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события
Бесплатно

Театральное искусство для дошкольников в саду имени Баумана

22 января30 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies