Музеи временно закрыты, но заглядывать в их коллекции, рассматривать самые интересные экспонаты и узнавать связанные с ними истории можно онлайн. Сегодняшняя экскурсия посвящена сокровищам из фондов киноклуба-музея «Эльдар». Фотографии, сделанные на съемках пяти фильмов Эльдара Рязанова, расскажут о режиссере и его любимых актерах. И, конечно, напомнят, какие названия включить в расписание личного домашнего кинотеатра.
В 1961 году Эльдар Рязанов снял третий полнометражный фильм «Человек ниоткуда». Две предыдущие работы, комедии «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса», имели оглушительный успех. Новый фильм тоже был комедией, но совершенно иной — в сценарии Леонида Зорина хватало смешных диалогов и забавных ситуаций, но действие развивалось не в привычной реальности, а в советской действительности с небольшим допущением. «Ненаучная фантастика» — так сам Рязанов называл свой фильм.
Главный герой — Чудак, дикарь из вымышленного племени тапи (его сыграл Сергей Юрский). В этом племени до сих пор процветает людоедство, более того — считается, что приятнее всего съесть друга. Чудака обнаруживает и привозит в Москву участник антропологической экспедиции Владимир Поражаев (Юрий Яковлев). Дикарь ходит по городу, общается с людьми и пытается «стать человеком». А заодно окидывает советскую жизнь свежим взглядом и замечает в ней кое-какие недостатки. «Людоеды среди нас!» — эту фразу героя Юрского зрители в кинотеатрах встречали усмешкой.
После премьеры, которая состоялась в Доме кино, зрители разделились на два лагеря. Кому-то фильм показался отличным, а кому-то — глупым. В истории отечественного кинематографа это была первая лента, построенная на юморе абсурда. По мнению Рязанова, публика не была готова к встрече с таким кино.
Немаловажную роль в судьбе картины сыграл секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Проезжая мимо кинотеатра, политик увидел афишу, на которой был изображен лохматый дикарь. Суслов незамедлительно распорядился о снятии фильма с экранов, но этим история не закончилась. На XXII съезде КПСС секретарь, говоря про советское искусство, резко высказался о ленте: «В идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда. Неизвестно также, откуда взяты, сколько и куда пошли средства на производство фильма. Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства?»
В тот же день эстрадные куплетисты Павел Рудаков и Вениамин Нечаев выступили на телевидении с такой эпиграммой:
На «Мосфильме» вышло чудо —
«Человек из ниоткуда».
Посмотрел я это чудо —
Год в кино ходить не буду!
Фильм был запрещен. Только в 1988-м было принято решение о повторном выпуске на экраны «Человека ниоткуда», но показы все равно были ограничены — тираж фильма состоял всего из нескольких десятков копий.
Картина «Берегись автомобиля» стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и драматурга Эмиля Брагинского, вместе с которым он сделал свои самые известные фильмы — «Служебный роман», «Иронию судьбы», «Стариков-разбойников», «Вокзал для двоих». Кинокартина о советском Робине Гуде, Юрии Деточкине, который угоняет автомобили недостойных граждан, продает их и переводит деньги в детский дом, стала одним из лидеров проката 1966 года.
Идею подсказал Юрий Никулин, услышавший где-то о водителе, который подобным образом боролся с нечистыми на руку коллегами. Кстати, позже Рязанов и Брагинский, пытаясь найти этого человека, наводили многочисленные справки, но оказалось, что эта история — городская легенда. Первая версия сценария под названием «Угнали машину» родилась вскоре после разговора с Никулиным, его же утвердили на главную роль. Но не получилось — период съемок совпадал с его многомесячными гастролями с цирком. Госкино отказалось освобождать Никулина от гастролей, потому что сценарий будущего фильма не понравился его тогдашнему председателю. Более того, производство ленты было приостановлено из-за опасений, что советские граждане, выйдя из кинотеатров, массово займутся угонами.
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский переработали законсервированный сценарий в повесть под названием «Берегись автомобиля», и в 1964 году она была опубликована в журнале «Молодая гвардия». Повесть получила хорошие рецензии, что изменило ход дела: отзывы прессы произвели благоприятное впечатление на ЦК КПСС. Работа над фильмом была возобновлена.
Начались новые пробы: Никулин опять не мог, а в тот момент и не хотел сниматься. «Кажется, я уже это сыграл», — говорил он режиссеру. С самого начала работы над фильмом Рязанов представлял в роли Деточкина Иннокентия Смоктуновского, но тогда артист был занят на съемках «Гамлета», а теперь снимался в фильме «На одной планете». Предложение Рязанова его очень заинтересовало, но в тот период он отказывался от новых предложений из-за переутомления от очень плотного графика.
На роль Деточкина пробовались Леонид Быков, Василий Лановой, Михаил Державин, Леонид Куравлев, Александр Белявский. В какой-то момент остановились на кандидатуре Олега Ефремова, но тут запротестовал Эмиль Брагинский, назвав Деточкина, который получается у артиста, волком в овечьей шкуре. Рязанов согласился: все-таки нужен артист с природной странностью. Отчаявшись, он приехал к Смоктуновскому в Ленинград, уговорил сниматься в фильме и взял с него расписку, чтобы наверняка. В истории отечественного кинематографа эта расписка актера о согласии на съемки стала беспрецедентным случаем.
Иннокентий Смоктуновский был признан лучшим актером 1966 года по опросу журнала «Советский экран», а Олег Ефремов создал незабываемый образ следователя Максима Подберезовикова. Одна из лучших сюжетных линий фильма — встречи героев, преступника и его преследователя, на репетициях самодеятельного театра. Режиссер «замахивается на Вильяма нашего Шекспира», и Смоктуновский, то есть Деточкин, снова играет Гамлета, принца датского.
Есть в фильме еще одна отсылка, не такая очевидная, к другой известной роли Смоктуновского. Поражаясь наивности главного героя, его невеста (Ольга Аросева) ахает: «Посмотри на себя! Ты же идиот!» Роль князя Мышкина в спектакле «Идиот» по одноименному роману Достоевского в Большом драматическом театре стала переломной в карьере артиста — после премьеры в 1957 году он проснулся знаменитым.
В 1971-м, за шесть лет до выхода «Служебного романа», Эльдар Рязанов вместе с Эмилем Брагинским всего за двадцать дней написали пьесу «Сослуживцы». Эта лирическая комедия стала театральным хитом 1970-х: ее включали в свой репертуар десятки советских театров, при этом каждый режиссер добавлял в постановку что-то от себя, что очень часто уводило далеко от авторского замысла. Последней каплей стала телепостановка — посмотрев ее, авторы пьесы остались очень недовольны.
Эльдар Рязанов начал работу над полнометражным фильмом на основе пьесы. Режиссер сразу определил актерский состав, заручившись согласием не только исполнительницы главной роли Алисы Фрейндлих, но и ее партнеров по съемкам — Андрея Мягкова, Светланы Немоляевой, Олега Басилашвили, Лии Ахеджаковой и Людмилы Ивановой.
В один из сентябрьских съемочных дней в Москве внезапно пошел снег. Оператор картины Владимир Нахабцев успел заснять необычное явление. Стихотворение Рязанова «У природы нет плохой погоды» великолепно подошло к этому эпизоду, а в фильме появился еще один герой — Москва, город с характером.
Незабываемую музыку, которая сразу начинает играть в голове при мысли о фильме, написал Андрей Петров. «Служебный роман» стал его четвертой совместной работой с Эльдаром Рязановым. С началом их сотрудничества, по признанию режиссера, «музыка из внешнего фактора превратилась в один из голосов».
В общей сложности Андрей Петров написал музыку к 30 работам Рязанова. К юбилею композитора Георгий Данелия прислал ему поздравительную телеграмму с шутливой просьбой: «Пожалуйста, пиши для Рязанова музыку немножечко хуже, чем у меня». Эльдар Рязанов и Андрей Петров не только работали вместе, но и были хорошими друзьями.
По признанию самого режиссера, более многострадальной картины, чем эта, в его биографии нет.
Летом 1978 года драматург Григорий Горин и Эльдар Рязанов написали сценарий, но комитет кинематографии его не принял. Осенью следующего года картина все же была принята к производству, но уже Центральным телевидением — творческим объединением «Экран».
Действие картины разворачивается во времена правления Николая I, примерно через 30 лет после окончания Отечественной войны 1812 года. В городе под условным названием Губернск останавливается гусарский полк. Для проверки нескольких офицеров полка из Петербурга приезжает чиновник Мерзляев (Олег Басилашвили). В частности, его интересует неблагонадежный корнет Плетнев (Станислав Садальский). Чтобы проверить его, Мерзляев задумывает сложную интригу, к которой привлекает сидящего в тюрьме за скандальное поведение актера Афанасия Бубенцова (Евгений Леонов). По его задумке, актер должен изображать опасного бунтовщика, которого нужно перевезти под конвоем. Планировалось, что конвоиром станет Плетнев.
Мерзляев, как это задумывал режиссер, был жандармским майором в военном мундире, но тогдашнее руководство Гостелерадио СССР попросило Рязанова убрать из сценария «третье отделение». Чтобы не допустить закрытия фильма, сценарий пришлось переработать. Мерзляев переоделся в штатское и, как писал Рязанов позже в своей книге «Мчатся годы-непогоды», превратился «из профессионального блюстителя порядка в любителя этого дела, в добровольца, в стукача по вдохновению».
Комиссии фильм показали зимой 1980-го. Слишком трагичный финал, где герой Евгения Леонова умирает, был забракован. В итоге за два дня до премьеры картины финальную сцену похорон пришлось вырезать.
Премьера состоялась 1 января. В праздничный день картина прошла почти незамеченной. Съемочная группа ждала повторного показа, но его не было. Фильм показали снова только через пять лет, в 1986 году. Картина получила положительные отклики.
Для киноленты Андрей Петров написал музыку на стихи Петра Вяземского, Дениса Давыдова, Роберта Бернса и Марины Цветаевой. В записи песен принимал участие оркестр Госкино. Позднее эти песни были выпущены на грампластинках.
В основу сценария легла повесть «Аморальная история», которую Рязанов в соавторстве с Эмилем Брагинским написал в 1976 году. К съемкам фильма по ней они приступили лишь в 1985-м, с наступлением эпохи перестройки, когда понемногу становилось возможно более открыто критиковать бюрократизм и обличать скудность быта простых людей, откровеннее показывать любовные сцены.
Главный герой — Леонид Филимонов (в повести — Николай), в прошлом подающий надежды флейтист, а ныне высокопоставленный чиновник. Он занимает высокую должность с перспективой карьерного роста в неком Главном управлении свободного времени. У него хорошая квартира, импортные вещи, машина, но нет счастья — с женой они давно не любят друг друга. Однажды он знакомится с медсестрой Лидой (Татьяна Догилева), и давно забытое чувство оживает. О его романе узнают все, карьера и положение в обществе оказываются под угрозой. Герой на распутье — любовь и увольнение или нелюбовь и повышение?
Подготовительный этап длился около года. На главную роль Эльдар Рязанов утвердил Леонида Филатова — нетерпимый к фальши, он был похож на своего героя. На момент начала съемок «Забытой мелодии для флейты» артист был занят в другой картине. Режиссер решил не откладывать работу, и в ожидании Филатова съемочная группа отправилась в Казахстан делать натурные кадры.
Пониженное горное давление отрицательно сказалось на здоровье режиссера — у Рязанова случился микроинсульт. Когда Филатов был готов к съемкам, он все еще находился в больнице, но откладывать работу не стал. С утра приходил в отделение на процедуры, потом уезжал на съемочную площадку, а к вечеру — снова в больницу. В таком режиме прошел первый месяц работы над фильмом.
Фильм вышел на экраны осенью 1987-го, вскоре после пленума ЦК КПСС, положившего начало эпохи гласности. Ранее, летом того же года, «Забытая мелодия для флейты» стала фильмом открытия Московского международного кинофестиваля.