В Музее русского импрессионизма открывается выставка «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь». В экспозиции — более 60 работ из музейных и частных собраний Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а также из Прибалтики, где прошли последние годы жизни художника.
Виноградов был не только графиком и живописцем, но и культуртрегером: во многом благодаря ему в России появились полотна Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других художников рубежа XIX–XX веков. Именно Сергей Виноградов увлек коллекционированием братьев Морозовых, а впоследствии курировал их собрания.
Полотно создано под впечатлением от первой поездки Сергея Виноградова в Париж в 1901 году. Именно здесь он знакомится с работами импрессионистов в галерее Поля Дюран-Рюэля и лично наблюдает за работой Пьера Огюста Ренуара, которому на тот момент было уже 60 лет. В работах этого периода отчетливо видно импрессионистское влияние — цвет становится самостоятельным средством художественной выразительности.
Женщина, изображенная на картине, — Каролина Отеро, французская актриса и танцовщица испанского происхождения. Она была одной из самых известных женщин своего времени и символом Прекрасной эпохи, Belle Époque — так в Европе, преимущественно во Франции, называют период между концом XIX века и Первой мировой войной.
Легендарная танцовщица, также известная как прекрасная Отеро, выступала в Москве и Петербурге, но Сергей Виноградов встретился с ней в Монте-Карло. С этим городом была связана самая большая страсть Отеро — азартные игры. Согласно ходившим о ней легендам, красавица просаживала за рулеткой миллионы. Сойдя со сцены в 1910 году, она еще полвека жила на пособие, которое ей выплачивало казино Монте-Карло в память о былых тратах.
Увлеченный охотой и рыбалкой, Константин Коровин купил пустошь Ратухино на реке Нерли в 1897 году. Художник построил здесь деревянный дом с мастерской по собственному проекту. Место стало Меккой отечественных культурных деятелей — в гости к Коровину часто приезжали друзья: Валентин Серов, Федор Шаляпин и Сергей Виноградов. В 1905 году после уговоров Шаляпина Коровин продает ему Ратухино, но оставляет за собой право пользоваться домом и покупает соседний участок, который получит название Охотино.
Эта картина — прекрасный образец работы со светом. Изображенная комната залита солнцем, падающим через небольшое окно. Художник передает радостное настроение летнего дня и покой обжитого дома.
Летом 1924 года Сергей Виноградов прибыл из Нью-Йорка в Ригу, где жил до конца своих дней: в Советскую Россию художник больше не вернулся. Иммигрировав в Латвию, Сергей Виноградов тосковал по родине, по русскому быту, который лелеял в сердце и часто изображал на картинах. Неудивительно, что на полотнах латвийского периода часто встречаются образы, отсылающие к стилистике русской усадьбы с узнаваемыми приметами и деталями.
На картинах появляются крестьянские типажи, усадебные виды и интерьеры, монастыри и богомольцы. Главной музой художника остается природа — сюжеты обязательно вписаны в пейзаж. Дневной свет из открытого окна на этой картине не только передает излюбленную художником атмосферу безмятежного летнего дня, но и подчеркивает богатство традиционного наряда и головного убора модели.
На полотне изображена жена художника Ирина Войцеховская. Они познакомились в Строгановском училище, где художник преподавал до 1913 года. Летом 1915-го, когда их уже не связывали отношения преподавателя и ученицы, он предложил ей совершить путешествие по Крыму. В 1918 году Виноградов и Войцеховская поженились. 15-летняя разница в возрасте не мешала гармонии в их семье, и, хотя у супругов не было детей, они были очень счастливы.
Ирину Войцеховскую считали перспективной художницей, но она посвятила жизнь браку. Когда муж решил остаться в Риге, она без раздумий поехала за ним. Фигура женщины, освещенная мягким светом у окна или на балконе, — частый образ в работах Виноградова. Моделью для многих из них послужила Войцеховская.
Отправившись в Крым в 1915 году с будущей супругой, Виноградов сделал это традицией. Летние месяцы 1916-го и 1917-го он также провел в этих местах, отдыхал в Алупке, бывал на вилле «Саламбо» Константина Коровина в Гурзуфе и, конечно, много работал. Художник активно создавал морские и горные пейзажи, вдохновленные местной природой. На мажорных, многоцветных крымских полотнах и этюдах 1915–1917 годов часто появляется Ирина Войцеховская.
Выставка «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь» продлится до 10 января 2021 года.