Всё об образе столичной жительницы 1920–1930-х годов. Идем на выставку в Музей Москвы

16 июня
Культура

В Музее Москвы проходит выставка, посвященная образу жительницы столицы 1920–1930-х годов. Новая женщина, способная выполнять работу наравне с мужчинами, но не теряющая хрупкости и очарования, была главной героиней советского искусства первой половины XX века. По экспонатам — живописным полотнам, плакатам, афишам, скульптурам и графике — можно проследить, как менялся этот образ и в чьих именах воплощался.

От революции до НЭПа

1905 год, Москва. Город переживает пик революционных настроений, захлестнувших рабочий класс. На улицы выходят и женщины, в том числе работницы текстильных фабрик — они представляли отдельную и заметную социальную группу. Именно тогда зародился новый женский образ, появилась героиня с обложки журнала «Работница» — ткачиха со знаменем в руках, в башмаках, фабричном халате и в красной косынке. Один из таких номеров можно увидеть на выставке. После Октябрьской революции 1917 года ее образ перекочевал на плакаты и картины, нашел отражение в скульптурах. Он вдохновлял женщин бороться с неграмотностью, отстаивать свои права и не бояться трудностей.

В 1921 году на повестке дня в стране — новая экономическая политика (НЭП): старое разрушается, на смену приходит нечто совершенно иное, и это касается всего, от моральных устоев до городской архитектуры. Меняется и женский образ — с плакатов и со страниц книг смотрит более независимая и бойкая женщина, нежели раньше. На выставке можно увидеть портреты утонченных и амбициозных героинь, идеально характеризующих ту эпоху: например, племянницы Льва Троцкого поэтессы Веры Инбер или жены художника Александра Тышлера Анастасии Гроздовой.

В середине 1920-х — начале 1930-х на первый план в живописи стала постепенно выходить индустриальная тема. Условия труда работниц начала 1930-х отражены, например, на полотне Ефима Чепцова «Соцсоревнование на заводе “Светлана”». Девушки жили в основном очень скромно: снимали угол или комнату в деревянных бараках на окраинах города, где улицы едва освещались. Такие пейзажи можно увидеть на полотнах Бориса Рыбченкова, Романа Семашкевича и других художников.

Теперь советская работница в красной косынке — образ не только политический, но и диктующий моду. Такие картины, как «Синяя блуза» Виктора Перельмана или «Женщины-радистки» Марии Бри-Бейн, демонстрируют милитаристскую моду начала 1930-х.

Художницы и музы

В 1920-1930-е годы представительницы прекрасного пола ничуть не меньше интересовались творчеством, чем коллеги-мужчины. Вхутемас, легендарное учебное заведение в сфере художественного и дизайнерского образования, готовил художниц совершенно нового типа, смелых и амбициозных, не желавших находиться в чьей-то тени, а требующих для себя высоких карьерных позиций. Наравне с мужчинами они создавали мозаики, фрески, оформляли пространства клубов, рисовали строящиеся заводы и колхозы.

«Несмотря на то что женщина приобретает новый социальный и политический статус, она продолжает оставаться еще и музой, источником вдохновения, — рассказывают кураторы. — Множество произведений на выставке — как раз работы художников-мужчин, которые запечатлевают этот лирический, одухотворенный образ советской женщины».

Но один из самых интересных экспонатов все-таки творение женщины-художницы. Сарра Лебедева, известный скульптор и жена художника Владимира Лебедева, создала гипсовую маску Анны Щетининой, первой женщины — капитана дальнего плавания. Щетинина действительно была музой для многих художниц, ее очень много фотографировали, писали ее портреты.

Постепенно женщины стали осваивать все больше профессий, которые ранее считались исключительно мужскими. К середине 1930-х все чаще можно было встретить радисток, железнодорожниц, метростроевок. На выставке можно увидеть необычные образы ударниц тех лет — например, портрет ивановских ткачих-многостаночниц Дуси и Маруси Виноградовых художника Григория Шегаля, где девушки изображены уже после переезда в Москву.

Образ новой жизни

Середина и конец 1930-х — время, когда советская Москва стремилась не только отчетливо представить себя в прекрасном будущем, но и воплотить его: благоустраивали парки, создавали изумительные ансамбли метрополитена, вырастала ВДНХ (тогда — ВСХВ, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка).

Постепенно у образа работницы, парашютистки, художницы появляется еще одна грань: он дает крен в сторону хрупкой женственности, а затем и материнства как главного долга гражданки СССР. Среди экспонатов есть нетипичный портрет трех летчиц-героинь — Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко, изображенных в женственных платьях, а не в военной форме.

В 1936-м появляется новое для советского общества движение жен инженеров. Началось оно довольно прозаично: нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе увидел однажды, как жена начальника электростанции высаживала цветы у входа на станцию. Он решил поддержать эту инициативу, созвал первое всесоюзное совещание жен хозяйственников и инженерно-технических работников, предложил им озеленять территории заводов и следить за улучшением условий жизни рабочих. Жены инженеров напоминали женскую благотворительную организацию царского времени, сильно выбиваясь из героического контекста эпохи великого перелома и первых пятилеток.

«Образ москвички, благополучной городской дамы, переданный в акварельном фризе Аристарха Лентулова и женских портретах Климента Редько, был далек от жизни рядовой работницы. Он представлял собой еще один оптимистичный экран, витрину идеального будущего, где хотелось отдохнуть от тяжелого и ненормированного труда», — подчеркивают кураторы выставки.

Завершается выставка разделом о москвичках, которые по тем или иным причинам сошли со сцены общественной жизни в 1930-е годы. В последнем зале — портреты художницы Надежды Удальцовой и писательницы Лидии Сейфуллиной, оказавшихся женами врагов народа, литературного критика Евдоксии Никитиной, чье издательство «Никитинские субботники» было закрыто вместе с целым рядом частных предприятий. Особое место занимает картина Павла Корина — художник изобразил схиигумению Фамарь, вернувшуюся в 1935-м из ссылки. Она позировала ему незадолго до своей смерти для огромной картины «Русь уходящая», которую художник так и не окончил.

Хозяйки «квартир»

Пространство выставки решено очень оригинально: посетители двигаются вдоль условной улицы, с которой могут попасть в отдельные помещения — «квартиру» той или иной героини, важной персоны своего времени.

Например, можно заглянуть в гости к художнице Людмиле Маяковской. Старшая сестра знаменитого поэта преподавала во Вхутемасе (Высших художественно-технических мастерских), где вела мастерскую аэрографии: была заслуженным работником культуры РСФСР. Аэрография — способ нанесения на ткань жидкого или порошкообразного красителя при помощи сжатого воздуха. Гости могут увидеть образцы ее росписей по ткани и личные документы.

Еще одна отдельная «квартира» принадлежит Вере Мухиной, здесь рассказывают о малоизвестной странице в деятельности скульптора-монументалиста: она начинала творческий путь с театральных костюмов, числилась во всех главных моделирующих организациях 1920-х годов, разрабатывала рисунки для тканей. Среди экспонатов — ее работы дореволюционного периода, эскизы к спектаклю «Роза и крест» в Камерном театре, а также реконструкции спроектированных ею шляпок.

«Специально для выставки мы сделали реконструкцию головных уборов по одной из таблиц из альбома “Искусство в быту”. Этот знаменитый альбом показали на выставке в Париже в 1925 году. При взгляде на эти вещи становится понятно, что Вера Мухина мыслит как скульптор, наслаждающийся спонтанностью, легкостью, тем, что из куска материи можно сделать что-то абсолютно непредсказуемое, но очень выразительное», — говорят кураторы.

Кроме того, на выставке можно ближе познакомиться с жизнью и творчеством актрисы Любови Орловой, художницы по ткани Маргариты Иноземцевой, художницы по костюмам Анель Судакевич и многих других удивительных женщин.

Выставку можно посетить до 25 августа.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

Занятия по итальянскому языку в саду имени Н.Э. Баумана

20 января28 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies