Пазл с репродукциями известных картин, дождевик, отсылающий к культовому фильму, и философская ручка: на протяжении 2023 года молодые представители творческих профессий соревновались за заказы на сувенирную продукцию от крупнейших компаний и культурных учреждений в конкурсе «Дизайн-цех», который организовало Агентство креативных индустрий при Департаменте культуры Москвы. Это было необычное состязание: каждая команда могла несколько раз в течение года подавать заявки и выбирать, с кем бы хотела поработать. Часто заказчики предлагали сотрудничество сразу нескольким коллективам, помимо победителей.
О том, что делали участники конкурса, откуда они черпали вдохновение, какие перспективы перед ними открылись благодаря проекту, — в материале mos.ru.
Креативные индустрии — особый сектор экономики столицы: в нем работают более 106 тысяч компаний, занимающихся модой, дизайном, искусством, кинопродукцией, видеоиграми, рекламой, архитектурой.
Конкурс «Дизайн-цех» стал своего рода карьерным лифтом для начинающих творческих специалистов, каждый участник смог воплотить свои идеи. Ребята знакомились с работодателями, получали первые серьезные заказы, с некоторыми даже подписывали долгосрочные контракты.
Под управлением опытных наставников, представителей компаний и профильных вузов участники конкурса разрабатывали сувенирную продукцию для организаций-партнеров. За 2023 год в конкурсе приняли участие 360 креаторов, которые представили почти 100 своих идей и проектов для 17 заказчиков. Участники в командах создавали мерч для ВДНХ, Третьяковской галереи, Музея Москвы, центра “Зотов” и других столичных компаний.
В течение года на сайте креатона появлялись так называемые треки — конкурсные задания от партнеров. Творческие люди могли выбрать понравившийся трек и подать заявку на участие. Те, кто проходил отбор, должны были всего за два дня встретиться с заказчиком, изучить задачу, составить концепцию и подготовить презентацию, а затем — защитить свою идею перед комиссией. За одно задание боролись около пяти команд.
В столице подвели итоги конкурса по созданию сувенирной продукции «Дизайн-цех»
История команды «Гротески» напоминает сюжет фильма. Алина Плахута, Влад Рыбалко и Екатерина Гущина до конкурса не были знакомы друг с другом. Каждый подавал заявку по отдельности в треке Музея Москвы — так сложилась творческая группа. Затем ребята решили попробовать себя в разработке мерча для будущего кинокластера «МЕТМАШ», который станет крупнейшим в России. Высокотехнологичные павильоны и площадки для съемок возводят на месте Научно-исследовательского института металлургического машиностроения недалеко от станции метро «Стахановская». Кинопредприятию нужны необычные дизайнерские решения. «МЕТМАШ» несколько раз за год выставлял свои задания в «Дизайн-цехе». Ребята из «Гротесков» старались, но победу одержала другая команда.
«Тем не менее “МЕТМАШ” предложил собрать в одну креативную группу победителей и других участников под руководством Алексея Баранова, члена Союза дизайнеров России. Теперь мы создаем мерч, необходимый для сотрудников киноиндустрии, а также оформляем пространство, продумываем навигацию в павильонах», — рассказывает Алина Плахута.
«Гротески» предложили заказчику фирменные цвета: черный, белый, красный и бирюзовый, такие оттенки прекрасно сочетаются между собой. Выбрали стиль технической эстетики, отсылающий к истории кинематографа.
«На каждой вещи изображен логотип, состоящий из треугольника — знака записи Rec, который можно встретить, например, на видеомагнитофоне, квадрата, ассоциирующегося с камерой, и круга — символа происходящего в данный момент», — говорит собеседница mos.ru.
Один из примеров такого мерча — бирюзовый дождевик для сотрудников «МЕТМАШа», которым предстоит снимать кино в любую погоду, на плаще — надпись «Человек дождя», напоминающая о знаменитом фильме. Среди других фирменных вещей — чехлы для ноутбуков и худи.
«Работа продолжается. Нужно усовершенствовать мерч, продумать навигацию в едином стиле. Иногда приходится объединять несколько разных концепций, чтобы соответствовать запросам заказчика», — отмечает Алина Плахута.
Впрочем, по ее словам, главный результат участия в «Дизайн-цехе» — встреча с единомышленниками: члены «Гротесков» нашли друг друга, сработались и теперь планируют открыть собственное креативное агентство.
Команда Neo Mosaic — Вера Чекунова, Нина Нидерер и Павел Паньковский — уже сотрудничала до конкурса. В «Дизайн-цех» они пришли, чтобы найти новых заказчиков, которые примут их креативные разработки.
«Решение участвовать было смелым. Наша команда состояла из специалистов абсолютно разных профессий: мы с Ниной — художники-монументалисты, а Павел — композитор. Сувенирной продукцией никогда не занимались», — рассказывает Вера Чекунова.
Каждая их идея похожа на мозаику, состоящую из совершенно разных и неожиданных фрагментов. Ребята не стали победителями в треке Третьяковской галереи в феврале 2023-го, зато после конкурса представители музея пригласили их поработать над сувенирной продукцией.
Команда сделала наборы магнитной мозаики по мотивам картин Николая Рериха, которые представлены в новом корпусе Третьяковской галереи на Крымском Валу. Каждый элемент мозаики изготовлен из переработанного пластика по уникальной технологии. Любой посетитель может купить такой набор и получить творческий опыт.
«Нашей задачей было найти новый подход к музейной сувенирной продукции, создав экологичное решение», — рассуждает собеседница mos.ru. Идею одобрили, несмотря на сложность: вторичный пластик очень непросто обработать, но результат стоил всех усилий.
«В будущем мы надеемся приступить с Третьяковкой еще к одному проекту: разработаем концепцию мероприятий, посвященных выставке, и создадим инклюзивные репродукции для слабовидящих посетителей», — делится Вера Чекунова.
Для креативных предпринимателей заработал сервис по защите интеллектуальной собственности
Студенты Института бизнеса и дизайна Ольга Мозговая, Лаура Бабаян, Алиса Белякова и Александр Осипов участвовали в трех треках «Дизайн-цеха», но не всегда работали в одной команде. Вместе их объединил центр конструктивизма «Зотов», расположенный на территории бывшего хлебозавода. Ребята создали группу «Фьюжн», подали заявку на выполнение задания «Зотова» и разделили первое место с командой «Далее».
«Перед нами поставили задачу: нужно было доработать сувенирную продукцию в магазине центра. У “Зотова” есть свой мерч, стильный и красивый, но заказчику хотелось обновить линейку. Мы предложили варианты 14 сувениров. Заказчик выбрал три из них: блокнот, ручку и шопер, остальные могут реализовать позже», — говорит Алиса Белякова, креативный менеджер и копирайтер команды.
Участники «Фьюжна» придумали новый фирменный знак, состоящий из контуров зданий центра, которые показались им интересными. «Нам понравилось сочетание острых и мягких форм», — объясняет собеседница mos.ru. Идея ребят дополнила, достроила, словно скульптуру, логотип компании — слово «Зотов», написанное в виде полукруга. Мерч выполнили в цветовой гамме центра (синий, черный, белый, красный, фуксия). Добавили философско-мотивирующие надписи, например «Конструируй» на ручке. Эти сувениры уже продаются в магазине центра.
«Каждый из нас отвечал за свой участок работы. Двое проводили маркетинговые исследования, один разрабатывал стиль, я занималась копирайтингом», — рассказывает девушка.
Работа над проектом завершилась, но «Фьюжн» продолжает сотрудничество с центром: ребята познакомили его сотрудников со своим вузом, теперь они и другие студенты получают творческие задания от современного выставочного пространства.
Выставка, посвященная Пресненскому району, открылась в центре «Зотов»