На ВДНХ полным ходом идет реставрация павильона № 59 «Зерно» (бывший Московской области). Обновленное строение станет одной из главных площадок Политехнического музея. Для гостей откроют мультимедийные выставки и квесты, организуют образовательные и публичные программы. Планируется, что проекты будут меняться не менее двух раз в год.
Как идет реставрация одного из самых высоких зданий ВДНХ, когда посетители увидят фасады павильона и какими будут интерьеры после завершения работ — в материале mos.ru.
Павильон № 59 «Зерно» расположился рядом с фонтаном «Каменный цветок» и павильоном № 58 «Земледелие». Здание построили в 1939 году в стиле сталинский ампир, а реконструировали в 1954-м. Автором двух проектов был известный архитектор Дмитрий Чечулин (он же работал над гостиницей «Пекин» и высоткой на Котельнической набережной).
В 1959 году павильон получил название «Московская область», но после того, как выставка переориентировалась на отраслевой принцип, его переименовали в «Зерно». Как легко догадаться по названию, в это время там проходили мероприятия, посвященные зерновым культурам.
Павильон «Зерно» — это объект культурного наследия федерального значения. Однако оценить барельефы на фасаде, скульптурные группы на карнизе или витражные окна пока нельзя — все здание закрыто строительными лесами. Несмотря на то, что в рабочий процесс вмешались погодные условия, подрядчики намерены закончить реставрацию в положенный срок.
Специалисты планируют восстановить декор, расчистить архитектурные элементы от наслоения краски и воссоздать утраченные детали павильона. В план работ также входит ремонт металлических ограждений кровли и ярусов башни павильона.
«Зерно» — третий павильон по высоте среди всех построек на ВДНХ (после «Космоса» и «Центрального»). На его башне установлен позолоченный шпиль с пятиконечной звездой, где раньше было стекло рубинового цвета. Сегодня оно утрачено, остались только небольшие осколки на чердаке. Но скоро звезду ждет преображение. Во время реставрации рабочие не только восстановят стекла, но и сделают подсветку.
Позолота сохранилась неплохо, но насколько можно ее восстановить — скажут реставраторы, специализирующиеся на позолотных работах, после детального изучения покрытия. Они сначала оценят состояние, согласуют методику, а потом приступят к восстановлению.
Крышу над главным входом в павильон украшают две скульптурные группы — фигуры мужчин и женщин, которые держат перед собой геральдические щиты с изображением Спасской башни Кремля и одной из столичных высоток. Сейчас скульптуры бережно очищают от поздних слоев краски. По словам специалистов, они плохо сохранились. Впрочем, реставраторы нашли выход из этой ситуации.
«Пока скульптуры невозможно демонтировать, потому что они в аварийном состоянии. Мы решили, что сначала скульптуры доведут до модели на месте, укрепят, снимут формы, и только после этого приступят к демонтажу. Это позволит подстраховаться в случае разрушения. А дальнейшая работа пройдет уже в мастерской», — уточняет Тимур Иванцык.
По периметру крыши установлены пинакли (небольшие башенки), шишки и другие декоративные детали. Часть из них тоже разрушена, поэтому некоторые придется воссоздавать по моделям.
В отличие от других элементов, в хорошем состоянии оказались цветные витражные стекла, которые занимают большую часть фасада павильона. Все оконные проемы выставочных залов украшены витражным стеклом. При этом сохранность очень хорошая, есть разбитые стекла, но они будут бережно сохранены и склеены.
«Сейчас мы следуем принципу максимальной сохранности. Мы моем декор щадящими составами, восполняем и изготавливаем утраченное, а затем устанавливаем обратно», — отмечает Зелимхан Абдурахманов.
Восстановленный фасад гости выставки смогут увидеть уже к началу следующего теплого сезона.
Бетонная пыль от строительных работ поднимается на всю высоту залов, а сквозь этот туман слышатся звуки варки по металлу — ежедневно на объекте трудятся более 60 человек.
В павильоне «Зерно» всего четыре зала: вводный, зал Московской области, зал Рязанской и Тульской областей, а также зал Калужской и Брянской областей. В каждом есть искусственный мрамор разных цветов: красный, зеленый, слоновой кости и желтоватый. Специалисты уже начали работу с покрытием — его расчистили от поздних слоев краски. В залах восстановят и утраченный паркет.
Из-за активных работ внутри павильона пока невозможно понять, какими будут исторические интерьеры, их остается только представлять, сверяясь по архивным снимкам. Этим же займутся и реставраторы: по историческим фотографиям они восстановят латунные и бронзовые люстры 1950-х годов. Подрядчики уже нашли специалистов, которые займутся изготовлением этих элементов.
Одна из главных особенностей внутреннего убранства павильона — это не разноцветный мрамор и не исторические люстры, а удивительная потолочная живопись, имитирующая открытое небо.
«В вводном зале на плафоне располагается живопись по штукатурке. Рисунок выполнен с прорывом объема, мы видим не гладкий потолок, у нас ощущение, что это небо и наверху много-много воздуха. Живопись повредилась из-за множественных протечек, и художники-реставраторы получают разрешение на проведение дополнительных исследовательских работ и выполнение пробных участков укрепления», — говорит Зелимхан Абдурахманов.
Реставраторы проведут исследование по микологии, изучат состав краски, сделают пробные расчистки и укрепления. Затем при возможности начнут восстановление или воссоздание рисунка.
Все работы по реставрации павильона планируют завершить в 2023 году.
Тайны Живописного моста
«Московская A Cappella». Победители 2024