Виктор Цой, Егор Летов, любовь: о чем еще говорили участники перформанса «Пробка мира» в «Музеоне»

4 августа 2018
Культура

Площадь перед Третьяковкой напоминает старт ретропарада: «Волги», вездеходные УАЗы, «запорожцы», «москвичи», «победы», ЛуАЗы, ВАЗы. Некоторые сохранились в первозданном виде, другие выглядят немного потрепанными временем, третьи были лихо кастомизированы владельцами. Среди последних выделяется одна «Победа» — ее большие колеса, высокая подвеска, спойлер на багажнике и внутренняя отделка из подручных материалов заставляют вспомнить шайтан-машину главного героя фильма «Безумный Макс». Это настоящий раллийный автомобиль, хозяин занимается им на протяжении десятилетий, однако последние годы использует для редких прогулок. Рядом стоит ГАЗ-24 — большой красный автомобиль с блестящими хромированными деталями. Его подвеска максимально занижена, а в отполированных колпаках можно увидеть свое отражение.

Это уже вторая часть фестиваля лаборатории «Человек мира», которую проводит художник и культуртрегер Андрей Попов. Первая, перформанс «Симфония труда», состоялась 28 июля на Масляном лугу перед Русским музеем в Санкт-Петербурге. В течение 12 часов зрители могли наблюдать, как за старинными русскими ткацкими станками работают ткачи и швеи под музыку, на написание которой композитора Петра Айду вдохновили звуки фабрик и заводов. За московской «Пробкой мира» следует третья часть — «Состав мира», площадкой для которой 3 августа станет поезд, следующий из Москвы во Владимир. На несколько часов состав преобразится в театральную сцену — в каждом вагоне будут идти постановки.

Андрей Попов, организатор фестиваля: «Театральная лаборатория проходит уже много лет, первая была в 2011 году. Каждый год ее формат меняется, как и должно быть в лаборатории. Это исследование, в котором принимают участие люди совершенно разных направлений и специализаций. Над “Пробкой мира” работали сотни людей. В каждой машине происходит своя уникальная история. Слово “пробка” в названии — это символ: люди зашли в тупик, оказались в одном месте и теперь пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Здесь очень многое зависит от зрителя. Если он открыт для всего нового, его ждут необычный опыт и переживания».

 

«Шестое море Москвы»: пляжные разговоры в УАЗе

Практически в самом центре площади стояла бело-голубая «буханка» (УАЗ-452), внутри которой можно было увидеть «Шестое море Москвы» — очень личный перформанс актрисы Мириам Сехон. В салоне, прямо за водительским сиденьем, — песок и морские ракушки, разноцветный зонтик от солнца, горячая вареная кукуруза в эмалированной кастрюле, а вместо лобового стекла — море и пальмы. Мириам Сехон встречала зрителей в солнцезащитных очках, соломенной шляпе и полосатом купальном костюме. Встреча проходила тет-а-тет. Перед входом в автомобиль зрителей просили быть тактичными, воздерживаться от тактильных контактов и делать небольшой перерыв между посещениями.

Актриса угощала своих гостей кукурузой или мороженым и болтала обо всем: о море, музыке и фильмах, спрашивала о том, когда вы последний раз купались этим летом. Говорить можно было о чем угодно: о необычном количестве бабочек в Москве, детских каникулах, работе городских служб. Тема беседы зависела от того, с какими мыслями посетитель вошел в автомобиль. А те, кто предпочел помолчать, провели пять минут рядом с девушкой, которая будто задремала на пляже или внимательно читала книгу.

«Мне задавали вопросы, рассказывали о себе, размышляли вслух. Некоторым задавала вопросы я. Но я специально их не готовила. С кем-то мы говорили о самом перформансе», — рассказывает Мириам Сехон.

Название проекта напоминает о расхожем выражении «Москва — порт пяти морей». Так столицу начали называть в 1937 году после открытия канала, который соединил Москву-реку с Волгой. Тогда стало возможным добраться по воде из Москвы до пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.

«Жизнь удалась»: семейная драма в маршрутке

Не во всех автомобилях можно было стать непосредственным участником действия, как в «Шестом море Москвы». Например, в перформансе «Жизнь удалась», подготовленном студентами актерской лаборатории Юрия Муравицкого при Московской школе нового кино по мотивам одноименной пьесы Павла Пряжко, полагалось оставаться зрителем или пассажиром.

Перед началом окружающим громко сообщали о скором отправлении маршрутки до Зюзина. В салоне зрителей ждали четверо персонажей: молодожены Алексей и Лена и двое свидетелей. Все при этом совершенно пьяные. Они едут домой со свадьбы. Перекрикивая громкую музыку, Алексей с надрывом признается в любви новоиспеченной жене, а той все равно. Действие заканчивается вмешательством водителя — устав от поведения пассажиров, он грубо выставляет Алексея из маршрутки.

«Смерть Цоя»: коллективное переживание в «Икарусе»

В самом центре «Пробки мира» — желтый автобус марки «Икарус», в котором разыгрывался перформанс «Смерть Цоя» театральной труппы «Эскизы в пространстве». Эту постановку подготовили специально для фестиваля-путешествия лаборатории «Человек мира», всего ее сыграли четыре раза. Зрители набивались в автобус, якобы следующий в аэропорт, актеры постепенно закрывали в салоне окна и начинали создавать нервную атмосферу: толкали пассажиров, подначивали их, затевали странные разговоры.

Когда обстановка в переполненном автобусе накалялась до предела, в воздухе повисал дым, а контролер призывал всех выйти на улицу, где пассажиров встречал «Москвич-2141» — точно такой же, как тот, в котором 15 августа 1990 года погиб рок-музыкант Виктор Цой. О роковом столкновении автомобиля Цоя и желтого «Икаруса» рассказывает актриса Ирина Михейшина, пока зрители слушают музыку, доносящуюся из «Москвича-2141». В нем проигрывается аудиокассета — точно такая же, как та, которая была обнаружена на месте ДТП.

Режиссер Дмитрий Мышкин называет свою необычную постановку путешествием в мир духов.

«По одной из версий, во время той роковой поездки он, как поэт, оказался в мире образов — сочинял новую песню. Следы его автомобиля сначала шли по обочине, которая справа, только потом вышли на встречную полосу. Мы попробовали воссоздать этот мир образов, в который он мог войти, проезжая мимо леса», — рассказывает он.

«“Запорожец” одиночества»: две инсталляции имени Егора Летова

Творчеству другого культового музыканта — Егора Летова — в «Пробке мира» были посвящены две инсталляции. Обе создала студентка Школы-студии МХАТ Ясмина Омерович. Красный ЗАЗ-968 стал «“Запорожцем” одиночества»: в нем весь день проигрывался один из ранних альбомов Летова «100 лет одиночества», на всех сиденьях, кроме водительского, находились куклы, сделанные из газет, а зрители могли попасть в машину только по одному. Вторая инсталляция превратила автомобиль в кинотеатр. Его окна были завешены темной тканью, звучала музыка группы Летова «Гражданская оборона», а на лобовое стекло проецировался 20-минутный фильм Омерович «55.603783/37.51877000000002/244 m», в котором не происходило ничего — просто вода капала с крыши дома в ведро.

Беседа с «большим братом» в такси

Персонажи перформансов не только ждали зрителей в автомобилях, но и бродили между ними. Многим встречался ищущий попутчиков человек, которому нужно было попасть в Барнаул. А к некоторым подходил строгий высокий мужчина и настойчиво предлагал пройти с ним и сесть в черную «Волгу». Просто так в эту машину никого не пускали. В салоне участников перформанса, придуманного командой театра «Практика», ждала девушка в строгом костюме. Она задавала вопросы, похожие на те, что можно обнаружить в анкете на получение визы: контактные данные, имя, отношение к силовым структурам, семейное положение, посещенные страны. Интересовалась и настроением, самочувствием собеседника.

Во время беседы в машину подсаживались еще двое — и уже тут начинался допрос с пристрастием. Участнику туманно намекали на некую опасность, которая ему грозит, а потом начинали вербовку в некую организацию. Зрителя отпускали после согласия, сообщали, что он «получил сигнал», а на прощание рассказывали ему о судьбах Николая Гумилева, Всеволода Мейерхольда, Николая Вавилова и Александра Солженицына.

 

Фотографии предоставлены организаторами перформанса «Пробка Мира»

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Подвиг народа» в Музее Победы

1 января 202431 декабря 2024

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies