Театральный февраль богат не только на абсолютные новинки, но и на хорошо (или не очень) забытые спектакли, которые заядлые театралы уже могли видеть. Например, снова покажут «Египетские ночи», которые Петр Фоменко ставил в 2002 году, или «Мать обвиняет» Марка Розовского — в последний раз эту постановку можно было увидеть больше 30 лет назад.
Дата: 6 февраля
Время: 19:00
Адрес: набережная Тараса Шевченко, дом 29
На сцене театра покажут обновленный спектакль, который Петр Фоменко ставил в 2002 году. В нынешней постановке, как и тогда, использованы произведения Александра Пушкина, его стихотворения разных лет, неоконченная повесть «Египетские ночи», а также фрагменты одноименной поэмы Валерия Брюсова, который «дописал» пушкинское произведение.
В Петербурге появляется итальянец-импровизатор, который хочет поправить свое финансовое положение выступлениями в высшем свете. Тема для его импровизации — история о Клеопатре и ее многочисленных любовниках, которые не щадили своих жизней ради того, чтобы провести ночь с обворожительной царицей.
Дата: 8 февраля
Время: 19:00
Адрес: Перовская улица, дом 75
Говорят, что человек — сам кузнец своего счастья. Режиссер Гульнара Галавинская предлагает поразмыслить на эту тему и понять, почему в повести Александра Пушкина герои поступают именно так, а не иначе.
Постановка больше ориентирована на школьную аудиторию. «Вопреки воле родителей, наперекор всем обстоятельствам влюбленные желают достичь своей цели любой ценой и принимают решение тайно ночью обвенчаться в соседней деревне. Самоуверенность молодых людей приобретает некий космический оборот. И для нас это повод для серьезных размышлений и даже поучений: есть силы больше, чем любовь», — говорит режиссер.
Дата: 11 февраля
Время: 19:00
Адрес: Мамоновский переулок, дом 10
«Женщина — это вариации на тему мелодии. Мелодии скрытой, неясной, едва появляющейся и исчезающей»… Так говорит один из героев спектакля. Второй отвечает ему, что человек никогда не знает, кого он любит, когда любит.
По словам режиссера Камы Гинкаса, он никогда не ставил детективы. Ему никогда не было интересно, кто убил или кто украл, а также то, найдут ли преступника. Тем не менее его привлекла пьеса «Вариации тайны» Эрика-Эмманюэля Шмитта, которая очень похожа на детектив. Но убийств и краж там нет. Зато есть два героя, двое мужчин, которые никогда друг друга не видели, но каким-то образом оказались связаны. В ролях — Валерий Баринов и Игорь Гордин.
Дата: 17–18, 21–25, 28 февраля
Время: 18:00
Адрес: улица Новый Арбат, дом 11
Дом отдыха «Сыроежки». Агент по снабжению Зайцев пытается найти одного важного чиновника — товарища Миусова, чтобы поставить резолюцию на документе. В итоге получается череда нелепых случайностей и неожиданных встреч.
В основе спектакля — комедия «День отдыха» Валентина Катаева. В 1956 году по ней поставили фильм «Безумный день». Роли в нем исполнили Игорь Ильинский, Серафима Бирман, Сергей Мартинсон, Ростислав Плятт, Игорь Горбачев и Ольга Аросева. В феврале гости театра «Эрмитаж» смогут оценить свежий взгляд на пьесу, на наше прошлое и на суету сегодняшнего дня. Постановка продолжит серию спектаклей «Театр Михаила Левитина глазами его учеников».
Дата: 17 февраля
Время: 19:00
Адрес: Большая Садовая улица, дом 16
В Театре имени Моссовета покажут спектакль, в основу которого легла пьеса бельгийского писателя Фернана Кроммелинка. Именно она принесла автору мировую славу. Первым ее постановщиком в России был Всеволод Мейерхольд. И сейчас она возвращается на сцену.
Главный герой — поэт, художник, деревенский философ Брюно. Он очень любит свою жену Стеллу, и поэтому единственное, что мешает ему спокойно жить, — это ревность. В каждом проходящем мимо мужчине он видит соперника. И однажды у него появляется идея, которую он хочет воплотить в жизнь.
Дата: 20 февраля
Время: 19:00
Адрес: Большая Никитская улица, дом 19, корпус 13
События спектакля, который можно будет посмотреть в Театре имени Маяковского, разворачиваются в Вене 1930-х годов. Дочь владельца магазина игрушек Марианна разрывает помолвку с мясником Оскаром и сбегает со своей любовью — игроком Альфредом. Но уже совсем скоро все в жизни героев изменится до неузнаваемости.
Режиссер Никита Кобелев поставил спектакль «Сказки венского леса» по одноименной пьесе Эдена фон Хорвата. Он написал ее в 1931 году, тогда же был награжден премией Генриха Клейста. Однако еще через два года пьесу сожгли на площади Мюнхена, как и другие запрещенные произведения автора.
Дата: 22 февраля
Время: 19:00
Адрес: Большая Никитская улица, дом 23/14/9
«Мать обвиняет» — о женщине, муж и несколько сыновей которой погибли в борьбе за мир и свободу. Монолог матери прочтет заслуженная артистка России Марина Кайдалова. Спектакль поставил художественный руководитель театра Марк Розовский — уже во второй раз (первый больше 30 лет назад шел на сцене МХАТа). Постановка была популярна как в России, так за рубежом.
Розовский сделал собственную версию пьесы «Мать» чешского драматурга Карела Чапека, написанной в 1937 году. Несмотря на то что с момента создания произведения прошло уже столько лет, оно остается актуальным и сегодня.
Дата: 24 февраля
Время: 12:00
Адрес: улица Земляной Вал, владение 76/21, строение 1
В некотором царстве, в некотором государстве… Многие русские народные сказки начинаются именно так. Но дальше события каждой из них могут развиваться самым неожиданным образом — как, например, в «Царевне-лягушке». Царь решает женить своих сыновей. Способ выбора супруги поражает: нужно выстрелить из лука. Куда стрела прилетит, там и невеста. А кто ею окажется — не самое главное. Дальше — еще интереснее. На сцене появятся и Кощей Бессмертный, который попытается обмануть царя, и Баба-яга, с которой придется подружиться.
Музыкальную сказку в двух действиях покажут в театре «Содружество актеров Таганки». Режиссер — Екатерина Королева.
Дата: 28 февраля
Время: 19:00
Адрес: улица Большая Дмитровка, дом 17
«Енуфа» — это опера известного композитора Леоша Яначека, в основе которой — драма «Ее падчерица» Габриэллы Прейссовой.
Чешская деревня, конец XIX века. Набожная дьячиха любит свою падчерицу Енуфу как родную дочь, и поэтому злоключения в жизни девушки принимает как свои собственные. В этой же деревне живут братья Штева и Лаца. Енуфа отвечает взаимностью Штеве, более того, она ждет от него ребенка. Штева отказывается от девушки, но Лаца по-прежнему хочет на ней жениться…
«Енуфа» остается одним из самых главных сюжетов музыкального театра, ее показывают на ведущих оперных сценах мира. В Москве же ее не ставили почти 60 лет. В феврале столичные зрители смогут увидеть ее в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Дата: 27 февраля
Время: 19:00
Адрес: Спартаковская улица, дом 26/30
Как создается спектакль? Многие нюансы этой кухни скрыты от публики, критиков и иногда даже от авторов. Как меняется произведение, прежде чем попадает на сцену? Об этом расскажут в спектакле, который поставили по мотивам рассказа «Как ставится пьеса» Карела Чапека.
«Мы не намерены притворяться, что понимаем театр; его не понимает никто — ни люди, состарившиеся на подмостках, ни самые искушенные директора театров, ни даже газетные рецензенты… Театр сродни военному искусству и азартной игре в рулетку — никто заранее не знает, какой получится спектакль», — писал он.