Вечно юный и смешливый: каким Московский академический театр сатиры встретил столетие

4 ноября
Культура

В серебристо-сером плаще и терракотовой шляпе — Московский академический театр сатиры облачился в новый наряд к своему юбилею. В 2024-м ему исполнилось 100 лет. Сцена театра не всегда располагалась на Триумфальной площади. Сначала актеры давали спектакли в подвале дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Только в 1927-м труппа переехала в нынешнее здание. Летом этого года завершился ремонт фасада и купола театра, а художественным руководителем стал актер Евгений Герасимов. Корреспонденты mos.ru побывали за кулисами и узнали, что изменилось и как идет подготовка к праздничным мероприятиям.

От купола до масок

Московский академический театр сатиры встречает нас, как настоящий актер, в парадном платье, украшенном бело-розовыми «брошками» — масками, каждая из которых изображает разные эмоции: радость, удовольствие, восторг. Художественный руководитель театра Евгений Герасимов и сам, наверное, испытывает эти чувства, разглядывая фасад.

«Когда я летом пришел на должность художественного руководителя, театр выглядел иначе, а эти маски и вовсе были сняты с фасада и повешены у заднего входа. Актеры, да и просто москвичи, не раз возмущались: “Верните маски! Ведь они часть исторического облика не только театра, но и столицы!”. И конечно, первое, что я сделал на новом посту, обратился в Департамент капитального ремонта с просьбой посодействовать в восстановлении того фасада, какой был еще при Валентине Плучеке, возглавлявшем театр с 1957 по 2000-й», — говорит художественный руководитель Московского академического театра сатиры Евгений Герасимов.

Евгений Герасимов. Фото М. Денисова. Mos.ru

Специалисты столичного Департамента капитального ремонта обновили и сам фасад: верхнюю его часть оставили светло-серой, а нижнюю сделали темнее, из навесных листов фибробетона, создающих эффект плиссированной ткани. Основное новшество — медиаэкран, на котором демонстрируются сцены из спектаклей разных лет и портреты любимых актеров. Также обновили входную группу: заменили витражные конструкции дверей и афиш, сделали более удобные автоматические двери, выполнили облицовку крылец керамогранитом, над входом установили бегущую строку с анонсами спектаклей.

«Кроме того, мы отремонтировали купол. Заменили его металлическое покрытие площадью 1700 квадратных метров, заранее покрашенное терракотовым цветом. Исторически оттенок был серым, но решили, что купол должен хорошо сочетаться с основным цветом здания, при этом оттеняя его. Также на кровле сделали современную гидроизоляцию и проложили 8000 метров подогреваемого кабеля, не позволяющего скапливаться снегу», — рассказывает заместитель начальника по благоустройству городской среды Департамента капитального ремонта столицы Иван Собкалов.

Иван Собкалов. Фото М. Денисова. Mos.ru

Этот купол появился в истории театра неслучайно. Здание, в котором он сегодня работает, построили еще в 1911-м по проекту Богдана Нилуса для братьев Никитиных. Один из них жонглировал, другой глотал шпаги и показывал акробатические трюки, третий играл на балалайке и поднимал гири — здесь до середины 20-х годов прошлого столетия размещался цирк. А современный вид зданию уже в 1960-е придал архитектор Валерий Степанов.

Неустаревающая ирония и новые костюмы

Заходим в кабинет художественного руководителя театра. Зеленые кожаные кресла, эскизы декораций к «Пигмалиону» художника Никаса Сафронова, современная настольная лампа, ножка которой тем не менее напоминает древнегреческую амфору, — классика с элементами нового времени. Так было и при Валентине Плучеке. Его современная труппа считает тем человеком, который сформировал амплуа Театра сатиры.

«Я стараюсь сохранить традиции. Так сложилось, что этот театр стал моим первым, куда я пришел работать, еще будучи студентом Щукинского училища (сейчас — Театральный институт имени Бориса Щукина). Меня единственного с курса тогда приняли Валентин Плучек и Марк Захаров. Теперь моя задача — вернуть тот репертуар, ту атмосферу иронии и самоиронии, которые были в годы, когда здесь играли Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Вера Васильева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин. Зрители смеялись и плакали, узнавали себя и своих близких», — рассуждает Евгений Герасимов.

Театр со дня основания придерживался лозунга: «Смеяться над тем, что смешно, бичевать все мерзкое, тупое, косное, все, что уродливым наростом торчит из нового советского быта». В 1920-е годы здесь ставили так называемые обозрения — эпизоды на злобу дня, между которыми актеры пели куплеты и танцевали. Среди них были «Захолустье», «Европа что надо», «Чужая голова», «Не хулиган ли вы, гражданин?». Постепенно мода на такие пьесы прошла, и режиссеры взялись за водевили, а затем и классику — Уильяма Шекспира, Николая Островского, Михаила Булгакова. При этом они неизменно связывали события прошлых веков, описанные в произведениях, с современностью, проводили параллели тонкими стежками. Шутили колко, попадали четко. Советская власть не раз запрещала постановки. И это обстоятельство еще больше привлекало зрителей. Зачастую в дни премьер театр приходилось охранять от многочисленных желающих увидеть хотя бы краем глаза, что там происходит.

«Мы пока возродили два спектакля, поставленные более 20 лет назад, — “Укрощение строптивой” по Шекспиру и “Бешеные деньги” по Островскому. Обновили декорации и костюмы: актеры признались, что играли втроем в одной рубахе!» — делится художественный руководитель.

Изготовлением новых костюмов и реставрацией старых занимается пошивочный цех, расположенный в отдельном корпусе. На его двери большая деревянная пуговица — сразу понятно, что внутри. А там — стук иголок и шуршание пара от утюга, на манекенах — кружевная накидка в стиле XIX столетия и средневековый бордовый камзол с золочеными пуговицами.

«Костюмы, которые можно починить, мы сохраняем, подбираем похожий материал. Но некоторые ткани настолько древние, что ничего подобного в наши дни не найти, и тогда приходится шить заново. Так, мы сделали копию кителя к “Укрощению строптивой”, это была ювелирная работа, предстояло воссоздать тамбурный стежок в виде маленькой цепочки из ниток. Хотя некоторые актеры отмечают, что в прежних платьях удобнее, ведь они уже приняли форму тела за столько лет!» — рассказывает руководитель пошивочного цеха Московского академического театра сатиры Наталья Африна.

Юбилейная интрига

Тем временем на сцене идет репетиция юбилейного спектакля «Игроки» по Николаю Гоголю. Премьера состоялась 1 ноября. «Извольте, если небольшую игру, то почему бы и нет?» — обращается актер к коллегам по сцене. Эта пьеса Гоголя считается незаконченной, но режиссер Альберт Хасиев облек ее в удачную форму и добавил женскую роль. Главный персонаж — карточный шулер Ихарев, ставший жертвой собственного мошенничества. Сюжет детективный и фантасмагорический, он сам как игра, в которой обманывается не только герой, но и зритель.

Премьера прошла на обновленной сцене, которая не ремонтировалась более 20 лет. Специалисты полностью заменили ее планшет, то есть верхнее покрытие, а за образец взяли макет 1960-х годов самого архитектора Валерия Степанова.

«Я сохранил этот макет в своей мастерской, как и многие другие, представляющие собой миниатюрные копии декораций к спектаклям. В моей коллекции есть, например, макет 1924-го к “Захолустью”, созданный творческим коллективом “Кукрыниксы”, куда входили художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, а также к бенефису Ольги Аросевой “Как пришить старушку” — мы собираемся возобновить его показ. Стараюсь оставить все в первозданном виде, реставрирую и заменяю только элементы, пришедшие в негодность, например шерсть, съеденную молью», — делится главный художник Московского академического театра сатиры Валентин Шихарев.

Валентин Шихарев. Фото Е. Самарина. Mos.ru

В его мастерской, куда мы поднимаемся по винтовой лестнице, собраны макеты за всю историю театра: крошечные античные колонны из гипса, деревянные корабельные мачты, картонные кресла и костюмы из лоскутков. Если Евгений Герасимов решит «достать из сундука» старый спектакль, в этой комнате можно посмотреть, как он выглядел в год премьеры.

Валентин Шихарев работает здесь 40 лет, а карьеру театрального художника начал с 1949-го. Его называют хранителем традиций. Маски, которые теперь снова украшают фасад, тоже реставрировал он. «Эти маски закрасили непонятным цветом, а я вернул первоначальный», — уточняет наш собеседник.

Мы снова выходим на улицу. Скоро вечер, театр наденет ожерелье из 130 светильников и 500 метров неоновой ленты и заиграет огнями: подсветка — еще одно нововведение, появившееся после ремонта. Красивый и нарядный, он ждет 1 декабря. На эту дату запланировано главное юбилейное торжество. «Будет невиданное шоу», — обещают сотрудники. Какое именно? Пока интрига. Таковы законы драматургии.

От 1924 года до наших дней. Изучаем макеты декораций к спектаклям Театра сатиры«Профессия — Ширвиндт» на Тверском бульвареСобянин: Сад «Аквариум» у Театра Моссовета преобразился к театральному сезону

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies