Вдохновение Болдина, скульптура в Кускове. Осеннее настроение в музеях Москвы

19 октября
Культура

Октябрь в разгаре — отличное время, чтобы запланировать встречу с искусством. Рассказываем, где в музеях, подведомственных городскому Департаменту культуры, познакомиться с «осенними» экспонатами и погрузиться в атмосферу времени года, воспетого писателями и любимого художниками.

Галерея Ильи Глазунова

В своем творчестве Илья Глазунов сохранял верность традициям русского искусства ХIХ века, воплощенным в таких именах, как Виктор Васнецов, Василий Суриков, Михаил Нестеров, и возрождал школу русской реалистической живописи. Пейзаж в его произведениях всегда преображен философским звучанием мысли, овеян поэтическим настроением. А настроение в пейзаже, как говорил Алексей Саврасов, есть скрытая мысль.

Одна из самых лиричных картин Глазунова — «Русский романс» (1999), моделью для нее стала Инесса Орлова-Глазунова, жена и муза художника. Ее образ нередко появлялся в работах Ильи Сергеевича с 1990-х годов. Здесь он изобразил супругу, любующуюся озером и осенним лесом.

Важным источником вдохновения для Ильи Глазунова был и Русский Север — многие картины он писал с натуры во время поездок туда. Часто на них можно узнать черты известных архитектурных ансамблей. «Вид с горы Фавор на Кирилло-Белозерский монастырь» (2004) — авторское повторение картины «Родина. Русский Север» 1969 года, которая хранится в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь. Перед зрителем обширная озерная равнина, в светлой воде отражается небо, леса и перелески — в уборе золотой осени. Мастерством композиции и выразительностью цветового решения художник передал умиротворенное настроение, радость созерцания и поэтичность российской природы.

Галерея Александра Шилова

Вдохновиться атмосферой осени можно в Галерее Александра Шилова — в экспозиции представлены необычайно выразительные осенние пейзажи. В этом жанре Александр Шилов продолжает традиции русской школы реалистической живописи. Виртуозное владение техникой позволяет художнику передавать полноту ощущений, изображать мельчайшие детали и создавать иллюзию присутствия зрителя в пространстве картины.

Гармонично вписываются в художественное повествование о России лирические пейзажи. В природе, как и в человеке, художник видит душу, изображая ее состояния и изменения.

На картине «Осенняя пора» Александр Шилов запечатлел подмосковную природу — кроны деревьев и заводь реки, пасмурное небо, которое вот-вот прольется дождем. На полотне «Дохнул осенний хлад…» — полная искреннего чувства утонченная живопись.

Вглядываясь в картину «Начало октября. Шереметьевские пруды», зритель погружается в мир сложных переживаний художника, открывающего не только красоту родной природы, но и собственные чувства: солнце плавно и размеренно уходит в закат, неподвижная вода и мирно стоящие деревья создают ощущение спокойствия. На картине «Золотая осень. Уборы» летние краски сменяются золотыми оттенками — это удивительно насыщенный пейзаж. Небо еще по-летнему яркое, но темно-серые облака предвещают скорые холода. Особую атмосферу создает храм, гармонично возвышающийся вдалеке.

Государственный музей А.С. Пушкина

Экспозиция зала «Болдино» в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате посвящена времени предсвадебного затворничества поэта осенью 1830 года. В литературоведении он известен как Болдинская осень — один из наиболее творчески продуктивных периодов в жизни Пушкина.

В последних числах августа 1830-го поэт отправляется в Болдино заниматься имущественными вопросами — перед женитьбой отец выделил ему часть имения в Нижегородской губернии. Планируя быстро справиться с делами и вступить в права владения деревней Кистенево, Пушкин едет практически налегке. Но эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задерживают поэта в Болдине на три месяца. За это время он завершает работу над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», пишет поэму «Домик в Коломне» и около 30 стихотворений, среди которых «Бесы», «Труд», «Два чувства дивно близки нам…» и многие другие.

Здесь представлены предметы, помогающие вообразить обстановку деревенского кабинета Пушкина. Мультимедийная инсталляция расширяет пространство экспозиции — через рамы зала экранов, имитирующих окна в усадьбе Болдино, гости могут увидеть описанные поэтом осенние пейзажи.

«Болдино имеет вид острова, окруженного скалами. Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь…» — писал Пушкин в одном из писем. Настроение ухудшало и то, болдинское заточение совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. Поэтому основное внимание в зале уделили адресованным невесте письмам поэта, каждое из которых наполнено любовью и тревогой. Эти и другие послания можно рассмотреть на противоположной от окон стене кабинета.

В Москву Пушкин вернулся 5 декабря 1830 года, везя с собой результат трудов и вдохновения Болдинской осени (воспроизведения рукописей этих сочинений тоже представлены в зале). В письме к Плетневу Пушкин рассказывает: «Насилу прорвался я и сквозь карантины — два раза выезжал из Болдина и возвращался. Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал».

Усадьба Кусково

Осень в Кускове — время особой красоты. Мраморная скульптура на фоне шпалер из кустистой липы, уникальные павильоны XVIII века в золотой листве, атмосфера одного из немногих сохранившихся в Москве регулярных парков в осенней дымке — в усадьбе можно провести весь день (и, возможно, даже его окажется мало, чтобы познакомиться со всеми коллекциями, программами и выставками).

Во время прогулки по аллеям можно рассмотреть подлинную парковую скульптуру. Коллекцию в XVIII веке собрал хозяин усадьбы Петр Борисович Шереметев. Пластика, созданная в основном итальянскими мастерами, оригинальна, не имеет аналогов и повторений — здесь герои древнегреческих и древнеримских мифов, бюсты исторических личностей. В резиденции Шереметевых скульптура выполняла просветительскую и образовательную функцию — знакомила гостей с античной историей и мифологией, приобщая к европейской культуре и искусству, но также организовывала пространство, создавала определенные акценты визуального восприятия регулярного парка и образовывала смысловые группы.

Нутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове

А в произведениях искусства, представленных в постоянных экспозициях дворца и парковых павильонов, сохранившихся с XVIII века, можно найти немало осенних мотивов. Например, в картинной комнате во дворце гости увидят «Аллегорию осени» — работу французского живописца и гравера Шарль-Жозефа Натуара середины XVIII века. Натуар относится к ярким представителям эпохи рококо, он писал картины на мифологические и исторические сюжеты, выполнял декоративные росписи, работал для шпалерных мануфактур Франции. Большая часть произведений художника хранится в крупных европейских музеях, в кусковском собрании представлено две его работы — аллегории осени и лета.

Источник: mos.ru

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Римская мозаика» в Московском государственном музее С.А. Есенина

8 июня29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies