Обычную почтовую открытку прошлого столетия сегодня можно рассматривать как интереснейший артефакт. Открытка, точнее изображение на ее лицевой части, может рассказать что-то новое о жизни наших родителей, бабушек и дедушек. А еще — о людях, которые ее создали: на советских открытках печатали репродукции работ известных живописцев и графиков. Многие из них были созданы специально для открыток.
Предлагаем проверить это утверждение на примере открыток 1950-х годов из фондов Музея Зеленограда. Созданные двумя современниками, они объединены темой детства.
Одна из самых трогательных открыток, хранящихся в Музее Зеленограда, — «С новорожденным», выпущенная в 1955 году издательством «ИЗОГИЗ». В послевоенное время охрана материнства и детства стала важным направлением социальной политики СССР, малышей с мамами часто изображали на открытках и плакатах. Если присмотреться к деталям этой открытки, можно разглядеть много интересного.
Вокруг коляски с ребенком (видно только его маленькую ручку, которой он как бы приветствует окружающих) собралась большая компания — возможно, многочисленная семья, а может быть, соседи родителей, обитатели дружной коммунальной квартиры. Взгляды направлены вниз — главный герой, недавно прибывший с мамой из роддома, лежит в низкой коляске. Именно такими, несколько экстравагантными по нынешним временам, они были в то время — увидеть подобные можно на многих снимках и в фильмах тех лет.
Этот рисунок для открытки создала московская художница Ника Гольц (1925–2012). Известность она получила прежде всего как иллюстратор детской книги, хотя окончила отделение монументального искусства Суриковского института и в самом начале карьеры мечтала заниматься фресковой живописью. Увидеть фресковые панно Ники Гольц в Москве можно в фойе Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Эта единственная ее монументальная работа отчасти стала данью памяти отцу, известному архитектору, театральному художнику и графику Георгию Гольцу, — два панно сделаны по его эскизам. Георгий Гольц трагически погиб, когда его дочери был 21 год. Нике Георгиевне, тогда еще студентке, пришлось взять на себя заботы о семье.
Она начала работать издательстве «ИЗОГИЗ», где рисовала открытки и календари, в том числе на сказочные темы. Параллельно художница сотрудничала и с другими издательствами, среди которых были «Советская Россия», «Русская книга». Открытка «С новорожденным» относится как раз к этому периоду.
Этот год стал переломным в творческой судьбе художницы — в 1955-м Ника Георгиевна пришла работать в издательство «Детгиз», где состоялся ее дебют в оформлении детской литературы. Книга, с которой началась ее карьера иллюстратора, «Стойкий оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсена, вышла в 1956 году. Черно-белые фантастические иллюстрации Ники Гольц познакомили с этой сказкой не одно поколение советских детей.
Позже художница много раз говорила: именно тогда поняла, что иллюстрация перестала быть лишь способом заработка и стала настоящим призванием. Тогда же датский сказочник стал главным автором в ее жизни. А в 2006 году она получила диплом Андерсена, выданный Международным советом по детской книге, — за картинки к сборнику его сказок. На родине писателя, кстати, знают и любят Нику Гольц — в Дании прошло несколько ее выставок, а ее работы, созданные по сказкам Андерсена, хранятся в его доме-музее.
Среди зарубежных авторов, русскоязычные издания чьих книг проиллюстрировала художница, были Эрнст Теодор Амадей Гофман, Отфрид Пройслер, Антуан де Сент-Экзюпери. Больше всего сама Гольц гордилась тем фактом, что благодаря ей на книжных полках вновь появилась фантасмагорическая повесть «Черная курица» Антония Погорельского. После войны о ней забыли, но художница убедила издательство обратиться к этому произведению. И конечно же, сама создала к нему иллюстрации.
В фондах Музея Зеленограда хранится коллекция открыток 1950-х годов с карандашными рисунками художника Николая Жукова. На рисунках дети играют, моют руки, обедают, слушают сказки, помогают по хозяйству — в общем, занимаются обычными детскими делами. Рисовать детей художник любил всегда, но с появлением двух дочерей и сына (старшая родилась в 1943 году) получил богатый материал для художественных наблюдений. Прототипами многих маленьких героев его рисунков стали его дети.
Возможно, рождение дочери вдохновило его и на создание эскиза для медали Материнства, учрежденной в 1944 году и предназначенной советским матерям, воспитавшим пятерых или шестерых детей.
Как и Гольц, Жуков сотрудничал с «Детгизом» и другими издательствами. Одна из самых известных проиллюстрированных им книг — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. В 1962 году вышла книга его рисунков «Дети», предисловие к которой написал Сергей Михалков.
«Рисунки Жукова я показывал многим — и почти каждая мать, почти каждый отец восклицали: “Так это же мой Володя! Это же наша Маришка!.. Как живые!” И никому в голову не пришло воскликнуть: “Это же как на фотографии!”» — писал поэт.
Способности к рисованию проявились у Жукова еще в детстве, которое он провел в Ельце: он мог скопировать любое изображение — от рисунка на игральной карте до живописи. Родители покупали репродукции картин, чтобы сын мог учиться, подражая известным художникам.
После школы он поступил в Нижегородский художественно-промышленный техникум, который успешно окончил в 1930-м. После армии, спустя два года, вернулся в профессию — рисовал рекламные плакаты и эскизы конфетных фантиков, сотрудничал с журналами. Его работу оценили и за рубежом. В 1935-м в Лондоне прошел конкурс на лучший рекламный плакат «Интуриста», имена финалистов не были известны до самого конца. Каково же было удивление членов жюри, когда они узнали, что четыре из пяти рисунков, вошедших в пятерку лучших, принадлежат одному человеку — Николаю Жукову.
Наибольшую известность Жуков получил как военный художник. Он прошел Великую Отечественную войну от западной границы до Москвы и от Москвы до Будапешта сначала как солдат, потом — в качестве корреспондента и художника Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Он создавал фронтовые плакаты, делал зарисовки фронтовой жизни, портреты солдат. Один из самых известных плакатов военного времени, «Отстоим Москву!», был создан им в 1941 году. После войны Николай Николаевич присутствовал в качестве корреспондента на Нюрнбергском процессе, где сделал больше 400 рисунков. Там же он познакомился с Борисом Полевым.
В 1967 году художники Студии военных художников имени М.Б. Грекова под руководством Жукова восстановили батальную панораму в музее «Бородинская битва», пострадавшую от пожара. Работы художника хранятся сегодня в коллекциях музея-панорамы, Государственной Третьяковской галереи, Музее обороны Москвы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственном историческом музее, Русском музее в Санкт-Петербурге, а также многих других.
Эти и другие открытки представлены сейчас на онлайн-выставке Музея Зеленограда «Счастливое детство». Кроме открыток середины прошлого века, выставка представляет фотографии детских площадок Зеленограда, сделанные в 1960–2000-е годы.