В павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ открыта экспозиция Третьяковской галереи. Выставка #ТретьяковкаНаВДНХ представляет собой часть собрания крупнейшего национального музея России, объединяя искусство и историю в пространстве обновленного павильона — объекта культурного наследия федерального значения. В экспозицию вошло более 30 произведений — картины, скульптуры, мозаика и видеоинсталляция. Их разместили в восьми залах общей площадью 2,5 тысячи квадратных метров.
В числе знаковых экспонатов выставки #ТретьяковкаНаВДНХ — работы Александра Дейнеки, одного из крупнейших мастеров советского искусства. Он создал эскизы мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» Московского метрополитена. За произведения «Хорошее утро», «Хоккеисты» и другие в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии.
Гости выставки могут увидеть триптих «Хорошее утро», созданный в 1959–1960 годах, — настоящий гимн красоте человека и природы. Композиция работы лаконична и выразительна. В пространство каждой из частей триптиха вписаны фигуры юношей, воплощающие эстетический идеал человека эпохи. В мозаике художник передал эффект яркого солнечного света как символа светлого будущего, начала нового этапа в жизни страны.
Еще одно полотно Александра Дейнеки, которое вошло в экспозицию, — «На открытии колхозной электростанции» (1952). В основе сюжета картины — момент запуска в 1927 году первой в Грузинской ССР Земо-Авчальской гидроэлектростанции. Работа написана по всем канонам отечественного искусства того времени. Это развернутое повествование о счастливой и благополучной жизни советских людей. Яркая цветовая гамма и солнечный свет дополняют праздничную и оптимистичную атмосферу события.
Помимо живописных полотен, экспозиция включает работы прославленных скульпторов. Особое внимание обращает на себя бронзовая скульптура «Портрет Героя Социалистического Труда Назарали Ниязова», созданная Евгением Вучетичем в 1948 году. Назарали Ниязов — знаменитый хлопкороб Узбекской ССР. В скульптурном портрете автор создал образ человека труда. Найти фигуру Назарали Ниязова можно и на монументальном горельефе Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», который также находится в павильоне № «Центральный».
Не менее выразительна и композиция Екатерины Белашовой «Моя дорогая» (1964). Скульптор сумела выразить идеалы материнской любви и нежности, красоты и гармонии, создав нежный и поэтический образ: молодая мать нежно прижимает к себе ребенка. Ощущение движения женской фигуры Екатерина Белашова передала за счет свободного ритма складок одежды. Тщательно проработаны руки героини, обнимающей дочку, выразительна пластика лица. В работе преобладает сдержанность художественных приемов и возвышенность эмоциональных переживаний.
Экспозиция Третьяковской галереи в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ будет работать до сентября 2025 года.