16 июля во дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» открывается выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский». Она посвящена судьбе этих святых с точки зрения истории и географии России и приурочена ко дню обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Экспозиция подготовлена совместно с Музеем русского и европейского изобразительного искусства. В нее вошло около 60 реликвий XVII-XX века, которые расскажут о жизни святых и о том, как их почитали в разные эпохи и в различных регионах. Большинство экспонатов выставляют впервые — например, икону «Явление Богоматери преподобному Сергию», принадлежавшую Петру III, и образ, повторяющий изображение с верхней части раки с мощами преподобного Сергия Радонежского.
В 1337 году отшельник Варфоломей (в монашестве Сергий) основал в лесу на холме Маковец Троицкую обитель, которая со временем стала одним из самых известных монастырей России — Троице-Сергиевой лаврой. Учение преподобного о Святой Троице и духовном единстве сплотило народ в период междоусобных политических распрей и помогло избежать кровопролития. Сергий Радонежский также вдохновлял князей и их дружины на борьбу за независимость Руси и освобождение от монголо-татарского ига. Именно он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году. Кроме того, святой и его ученики основали множество других знаменитых монастырей: например, Спасо-Андроников (Москва), Саввино-Сторожевский (Звенигород) и Кирилло-Белозерский (Сиверское озеро).
Стефан Пермский же прославился как великий миссионер. В 1379 году он отправился из Москвы в зырянские земли (современная Республика Коми) и, рискуя жизнью, стал проповедовать язычникам. Делал он это на родном для местных жителей языке — для этого святой составил пермскую азбуку (анбур) на основе славянских и греческих букв, а также охотничьей системы зарубок, которой пользовались зыряне. На пермский Стефан перевел и богослужебные книги и тексты Священного Писания.
«Учениками святого Стефана считали себя целые народы, которые прежде не знали христианства. Он был первым подвижником, определившим движение русской цивилизации на восток. В целом деятельность русского монашества в конце XIV — начале XV века была важным фактором развития русских княжеств и способствовала культурному возрождению Руси после монголо-татарского ига», — рассказала Жанна Белик, искусствовед и куратор проекта.