В каком районе Москвы жил дядя Степа, по какой улице ездил с песней знаменитый извозчик — «водитель кобылы», из песни, которую исполнял Леонид Утесов, и в каком парке Волк из «Ну, погоди!» гонялся за Зайцем? Москвоведы знают ответы на эти вопросы.
С первого же выпуска «Ну, погоди!» становится ясно, что Заяц и Волк — городские жители. Заяц живет в многоквартирном доме. Город, разумеется, абстрактный и создан воображением художников-мультипликаторов. Здесь есть магазины, телефонные будки, мусорные контейнеры, бахчевые развалы, автоматы с газированной водой и троллейбусы. Улицы патрулируют милиционеры.
Есть в городе и метро. В пятом выпуске Волк, сидя в тазу, по эскалатору влетает на станцию. Зрители пытались найти сходство с существующей станцией. Единого мнения нет: участникам интернет-дискуссий нарисованная станция показалась похожей сразу на несколько настоящих — «Маяковскую», «Павелецкую» (радиальная), «Бауманскую», «Комсомольскую» (Кольцевая).
В девятом эпизоде Волк выбегает из своей квартиры и бежит за Зайцем в телецентр. Тут уже нет никаких сомнений, что действие мультфильма происходит в Москве, так как Волк пробегает мимо Останкинской телебашни.
На столичную зону отдыха конца 1960-х похож парк из второго эпизода «Ну, погоди!», вышедшего в 1970 году. Помните, как Заяц хохочет над отражением Волка в комнате смеха? Как заячьи уши, торчащие из цилиндра фокусника, оказываются всего лишь лентами? Или как не пристегнутый к креслу карусели-самолета Волк выпадает из него и приземляется на то же место?
Фокусы на эстраде, детские карусели, комната смеха — действие второго выпуска «Ну, погоди!» происходит в городском парке. Это тоже собирательный образ: парк похож одновременно и на «Сокольники», и на Парк культуры и отдыха имени Горького, посетителям которых были хорошо знакомы и колесо обозрения, и городок аттракционов, и комната смеха.
Обилие растительности и близость леса в этом выпуске напоминает о «Сокольниках». Похоже, что действие происходит в районе Песочной аллеи: возле нее расположены аттракционы. Здесь в свое время была комната смеха, да и эстрада недалеко. Можно предположить, что Заяц с шариками и барабаном шел из Дома детского творчества, а Волк поджидал его среди деревьев, растущих к югу от аллеи. Фонари на последней вызывают в памяти парк культуры: именно такие были на Ландышевой аллее вплоть до 60-х годов прошлого века.
Главный советский супергерой, одним движением руки предотвращавший крушение поездов и спасавший со льдин тонущих старушек, — добродушный великан Степан Степанов «по прозванью Каланча» жил в коммунальной квартире на Таганке, неподалеку от нынешней станции метро «Римская». Об этом рассказали в «Союзмультфильме». Помните, в стихотворении Сергея Михалкова: «В доме восемь дробь один у заставы Ильича жил высокий гражданин, по прозванью Каланча»?
Теперь площади с таким названием в Москве нет. В 1994 году ей было возвращено историческое имя — Рогожская Застава. А квартира № 5, куда заселился дядя Степа, по всей вероятности, находится в одном из двух жилых домов под номером 2/1 на площади Рогожская Застава.
«Лети, лети, лепесток, через запад на восток» — слова детской считалочки-заклинания девочки Жени из мультфильма «Цветик-семицветик» Михаила Цехановского (1948) по одноименной сказке Валентина Катаева. Их знал каждый советский школьник. Улицы и бульвары, по которым гуляла героиня мультфильма, легко узнаваемы и теперь, спустя 71 год после выхода фильма на экран.
В булочную Мосхлебторга за баранками Женя идет по широкой залитой солнцем улице Горького (ныне Тверская). «Конец сороковых — время, когда продолжает застраиваться улица Горького, начинают строить знаменитые сталинские высотки. И хотя конкретных привязок к местности нет, это скорее некий собирательный образ — жилой дом с магазином на первом этаже, с большими стеклянными витринами»,— подтвердил москвовед и экскурсовод основатель проекта «ПрогулКино» Татьяна Воронцова.
А Тверской бульвар в мультфильме запечатлен таким, каким мог стать. За памятником А.С. Пушкину в кадре открывается совершенно непривычный вид на залитый солнцем широкий бульвар, застроенный с двух сторон большими сталинскими домами. В те годы памятник стоял в начале Тверского бульвара, со стороны Пушкинской площади.
Через два года, в 1950-м, памятник перенесут на противоположную сторону улицы Горького. А в 1961 году за ним появится огромный кинотеатр «Россия» («Пушкинский»).
«Порой смотреть мультфильмы не менее интересно, чем игровое кино, — говорит Татьяна Воронцова. — Город в мультфильме отчасти вымышленный, нарисованный, так сказать, на перспективу. Такой Москва могла бы стать, если бы сталинский генеральный план реконструкции был реализован до конца».
Узнаваем в кадре и Московский планетарий — еще одно знаковое место Москвы. Тогда, в конце 1940-х годов, планетарий был очень популярен. Сейчас его ежедневно посещают до 3500 человек, а в год — более одного миллиона посетителей.
Место действия мультфильма «Снегирь» Инессы Ковалевской (1983), снятого по одноименному стихотворению Агнии Барто, — Арбат: «На Арбате, в магазине, за окном устроен сад. Там летает голубь синий, снегири в саду свистят...»
Новый Арбат 1980-х вполне узнаваем на экране: реклама «Аэрофлота» на здании в конце проспекта Калинина — вращающийся по часовой стрелке глобус, на котором вспыхивали разными лампочками города, куда летают самолеты компании, магазин «Москвичка»… Есть в мультфильме и арбатские переулки, и тот самый зоомагазин, о котором говорится в стихах, один из старейших в Москве.
«Особенно меня впечатлило то, что художники-мультипликаторы замечательно ухватили некоторые архитектурные детали московских зданий, — говорит Татьяна Воронцова. — Глядя на атланта в мультфильме, сразу вспоминаешь атлантов на Солянке или Ильинке. Кариатиды вызывают в памяти другой адрес — Денежный переулок, дом 11».
Герой мультфильма для взрослых «Старая пластинка» Вячеслава Котеночкина (1982), называющий себя «не извозчиком, а водителем кобылы», едет в повозке по Москве — сначала по улице, очень похожей на улицу Кирова (ныне Мясницкая), затем по улице Горького.
После он спускается в метро. И вот что странно: наземный вестибюль — это полукруглое здание, похожее на «ВДНХ» или «Рижскую», а платформа больше напоминает совсем другую станцию метро — «Парк культуры».