Дата: 21 ноября
Время: 19:30–21:00
Место: лекторий Культурного центра ЗИЛ (Восточная улица, дом 4, корпус 1)
Возрастное ограничение: 16+
Функции нынешних государственных институтов питания на Руси выполняла церковь. Именно она определяла здоровый и праведный рацион для верующих. Пищевые запреты тогда были связаны не только с постами, но и с представлениями церкви о чистоте и нечистоте тех или иных продуктов. А некоторые и вовсе наделяли сакральным смыслом — к примеру, хлеб и вино символизировали тело и кровь Христа.
Пища, кроме того, была мерилом достатка и статуса, а выражение «работать за еду» имело буквальный смысл. Древнерусские цари платили жалование близким придворным и церковным иерархам не только деньгами, но и разнообразной снедью: осетрами и «рыбкой семгой», «узорчатыми сахарами» и «конфектами».
Узнать больше о том времени можно на лекции преподавателя лаборатории лингвосемиотических исследований школы филологии НИУ ВШЭ Анастасии Преображенской. Тема встречи — «“Духовное брашно” и хвост бобров: сакральная и запретная еда Древней Руси».
Вход свободный.
Дата: 22 ноября
Время: 19:30–21:00
Место: Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова (Бауманская улица, дом 58/25, строение 14)
Возрастное ограничение: 12+
Как быт, ситуация в городе и стране влияли на обстановку московских квартир конца XIX — конца XX века? Как менялись этажность домов, сетка городских улиц и габариты жилых помещений? И почему москвичи так увлеченно боролись с мещанством, избавлялись от лишней мебели, домашних растений и даже семейных отношений? Об этом расскажет москвовед Денис Ромодин.
Вход свободный, но нужно зарегистрироваться.
Дата: 23 ноября
Время: 19:30–21:00
Место: взрослая библиотека Культурного центра ЗИЛ (Восточная улица, дом 4, корпус 1)
Возрастное ограничение: 16+
Где берет начало популярная ныне литература фэнтези, можно узнать на лекции «Преследование “волшебных людей” и зарождение русской литературы ужасов». Истоки жанра ненаучной, или сказочной, фантастики обычно ищут в европейской традиции. Они ссылаются то на Эрнста Теодора Амадея Гофмана, придумавшего крошку Цахеса по прозванию Циннобер, то на Брэма Стокера — создателя культового персонажа графа Дракулы.
Российские писатели взяли за основу европейские литературные каноны и придумали аутентичных персонажей. О том, какой вклад в мировую культуру внесли отечественные фантасты и авторы готической прозы, расскажет историк и журналист Константин Кудряшов.
Дата: 24 ноября
Время: 11:00–12:30
Место: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина (улица Академика Волгина, дом 6)
Возрастное ограничение: 12+
На лекции «“Растерянное” поколение: о молодом герое современной литературы» поговорят о нынешней молодежи. Какой портрет юных современников выписывают литераторы? О чем говорят и к чему стремятся новые герои нашего времени? Ответы — на занятии доктора филологических наук, профессора Галины Якушевой.
Сход свободный, но нужно зарегистрироваться.
Дата: 24 ноября
Время: 11:30–13:00
Место: Московский государственный университет управления (Рязанский проспект, дом 99)
Возрастное ограничение: 16+
Ученикам 10–11-х классов (впрочем, и взрослым тоже) будет интересно побывать на лекции «Занимательная лексикология: от художественного текста до языка рекламы».
Здесь расскажут о словах и выражениях, которые отражают специфику культуры народа, его обычаев, традиций, так или иначе подчеркивая историческую эпоху.
Отдельное внимание уделят современному языку рекламы. Участники попытаются понять, как он влияет на формирование языковой личности современного школьника.
Лекцию проведет Вера Тартынских, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и общих дисциплин Московского государственного университета управления.
Вход свободный, но нужно зарегистрироваться.
Дата: 24 ноября
Время: 19:00–20:30
Место: Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова (конференц-зал, Бауманская улица, дом 58/25, строение 14)
Возрастное ограничение: 12+
Что общего между средневековыми иконописцами, Джеромом Сэлинджером и Бэнкси? Все они по своей воле или повинуясь обычаям, принятым в обществе, предпочли создавать произведения инкогнито или вести затворнический образ жизни.
До XVII века иконописцы не ставили авторские подписи на своих произведениях, поскольку традиционно считались не художниками, а лишь проводниками божественной истины. Автор романа «Над пропастью во ржи» на пике карьеры в 46 лет перестал публиковаться и покинул писательское общество. А о личности уличного художника Бэнкси до сих пор не утихают споры. Одни утверждают, что его настоящее имя — Робин Каннингем. По другой версии Бэнкси не кто иной, как британский музыкант, один из основателей группы Massive Attack Роберт 3D Дель Ная.
Причины и следствия анонимности в искусстве раскроет Алексей Гвоздев, кандидат филологических наук, доцент, член Российской ассоциации преподавателей английской литературы.
Вход свободный, но потребуется регистрация.
Дата: 25 ноября
Время: 12:00–13:30
Место: Литературный институт имени А.М. Горького (Большая Бронная улица, дом 25)
Возрастное ограничение: 16+
А в Литинституте предложат изучить анатомию преступления в романах Федора Достоевского. Кандидат филологических наук доцент кафедры русской классической литературы и славистики Ольга Саленко расскажет, как развивался замысел писателя в его произведениях, как идея властвовать разложена через ряд двойников главного героя и почему сочинения классика до сих пор так популярны во всем мире.
Вход свободный, но нужно зарегистрироваться.
Дата: 25 ноября
Время: 17:00–20:00
Место: музей современного искусства «Гараж» (образовательный центр, улица Крымский Вал, дом 9, строение 32)
Возрастное ограничение: 12+
Участников лекции «Homo studens — человек учащийся. Школа и пропедевтика» познакомят с разными представлениями об учебе, учениках и учителях.
Философ, теоретик искусства, художник, автор статей и книг по теории культуры и искусства Андрей Великанов расскажет, почему древнегреческие философы могли передавать людям опыт и знания на досуге. Как древние коллеги современных преподавателей оценивали качество знаний и умения своих учеников? Почему одни жители Балканского полуострова стремились овладеть навыками свободного мышления, а другие выбирали путь долга и прилежания? Посетители получат ответы на эти и многие другие вопросы.
Вход свободный.