Ушанка и кокошник русского Диора: пять экспонатов выставки Вячеслава Зайцева в Музее моды

1 марта 2018
Культура

Выставка «Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера» продлится до 13 мая. Помимо созданных Вячеславом Зайцевым платьев, костюмов и аксессуаров, в экспозицию вошло множество ранее не экспонировавшихся картин, эскизов, фотографий из личной коллекции модельера. Mos.ru предлагает вспомнить основные этапы творческого пути юбиляра, которому 2 марта исполнится 80 лет, и рассказывает о главных экспонатах выставки.

Начало мировой славы 

«Тысячелетие Крещения Руси» — одна из ключевых коллекций в обширном списке достижений Зайцева. В 1987 году манекенщицы в костюмах, вдохновленных образами средневековой Руси и силуэтами из 1920-х, покорили публику на подиумных показах в Лондоне и Нью-Йорке. Получилась совершенно не советская коллекция даже с точки зрения технологии: все модели были выполнены вручную, что тогда было характерно только для европейских домов высокой моды. А головные уборы, созданные по мотивам древнерусских шлемов, быстро завоевали популярность и повлияли на повседневную городскую моду конца 1980-х.

К тому времени Зайцева хорошо знали в мире — с 1960-х его коллекции регулярно демонстрировались в США, Канаде, Японии, правда, без присутствия автора. Выезды модельера за рубеж начались только во второй половине 1980-х. В зарубежной прессе его называли Красным Диором. С легендарным отцом стиля нью-лук советского кутюрье сравнивали регулярно. Впервые сходство их взглядов отметили парижские журналисты в 1969 году.

Модели из коллекции Тысячелетие Крещения Руси. 1987 год

«Рашен стайл» 

Первую коллекцию Вячеслава Зайцева мир не увидел. В 1963 году юный модельер, попавший по распределению на швейную фабрику Мособлсовнархоза, предложил свое видение одежды для работниц села — платья и костюмы из красочных павловопосадских платков. Коллекция была с гневом отвергнута комиссией как вызывающая. В будущем модельер будет не раз возвращаться к той неоцененной идее и создаст не одну коллекцию с использованием платков и других исконно русских элементов одежды.

Например, в 2008 году Вячеслав Михайлович представил коллекцию «Истоки» (сезон осень-зима — 2008/2009), в которой легендарные платки с цветочным орнаментом легли в основу пальто. Носить их предлагалось с шапкой-ушанкой — не простой, а творчески переосмысленной: вязаной шапочкой, декорированной искусственным жемчугом и цветным орнаментом, с длинными ушками из натурального меха.

Шапка, коллекция «Истоки». 2008 год

Элегантные девяностые 

В начале 1990-х с легкой руки своего друга Пьера Кардена Зайцев вводит в российскую моду новое понятие — pret-a-porter de luxe. Его модели по-прежнему сохраняют высокое качество материалов и высокую стоимость, но производятся уже не в единственном экземпляре, а ограниченной серией со стандартным модельным рядом. Коллекции становятся доступны в фирменных бутиках и дорогих универмагах.

В «Пробуждении» (1995–1996 годы) кутюрье делает акцент на своем излюбленном сочетании светлых и темных тонов, переосмысляя основные модные тенденции поздних 1980-х и ранних 1990-х.

Пальто, коллекция «Пробуждение». 1995 год

Месяц над косой блестит 

Кокошник, название которого происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу или петуха, — один из самых живучих аксессуаров в истории отечественной моды. Этот головной убор пережил Петровские реформы, направленные на изменение городского и боярского костюма, в советское время стал неотъемлемым элементом визуального воплощения детских сказок, а сегодня переживает вторую молодость в гардеробах модниц.

Творчество Вячеслава Зайцева всегда тяготело к символике русского традиционного костюма. Для коллекции «Импровизация-3» кокошники были созданы совместно с дизайнером Натальей Чередой. Как говорит сам Зайцев, для него было важным показать возможность сочетания традиционных женских головных уборов и современного платья.

Кокошник, коллекция «Импровизация-3». 2016 год

Привет Сальвадору Дали 

Высокая мода часто идет рука об руку с артом. Модели Эльзы Скиапарелли, Александра Маккуина, Жан-Поля Готье — не просто одежда, а произведения современного искусства. В России проникновение на подиум идей великих художников инициировал Вячеслав Зайцев. Например, на создание головного убора «Бабочки» его вдохновили работы Сальвадора Дали — великий сюрреалист часто использовал этот образ. В его исполнении бабочки пытаются улететь от настигающего их соцветия человеческих мыслей.

Обруч «Бабочки»

Источник: mos.ru

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события
Бесплатно

Игра стоит встреч: площадки для футбола, баскетбола, тенниса и волейбола

1 января 202331 декабря 2024

«Подвиг народа» в Музее Победы

1 января 202431 декабря 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies