Рождественский бульвар знаком всем, кто интересуется русской живописью XIX века. Именно здесь Василий Перов написал свою знаменитую картину «Тройка» (1866). Герои полотна — трое детей — тянут бочку с водой, а рядом с ними весело бежит собачка. Их путь пролегает мимо стен старейшего женского монастыря Москвы — Богородице-Рождественского, который и дал название бульвару. Он был основан в 1386 году княгиней Марией Константиновной, матерью князя Владимира Храброго, в честь дня победы русских войск в Куликовской битве.
В то время на месте Рождественского бульвара были стены Белого города. В XVIII веке их разобрали, чтобы обустроить бульвар. Кстати, еще в первой половине следующего столетия атмосфера там царила почти сельская. Об этом свидетельствует в одном из своих очерков 1840-х годов писатель Михаил Загоскин: «Вот расхаживают по улице куры с цыплятами, индейки, гуси, а иногда вам случится увидеть жирную свинку, которая прогуливается со своими поросятами».
Рождественский бульвар, дом 12/8, строение 1
Один из старейших особняков, дошедших до наших дней, был построен здесь еще в XVIII веке. Тогда он принадлежал княгине Анастасии Голицыной. После нее хозяином дома стал Александр Фонвизин, брат известного писателя. Двое его сыновей — Иван и Михаил — были декабристами, и в усадьбе проходили собрания «Союза благоденствия». Здесь же в 1821 году было принято решение о роспуске тайного общества.
В 1869 году хозяйкой дома стала баронесса Надежда фон Мекк, вдова железнодорожного магната. Большая любительница музыки, она одной из первых разглядела талант Петра Чайковского. Обеспечив композитору материальную поддержку, она дала ему шанс заниматься исключительно творчеством. Около 13 лет они состояли в переписке, но ни разу не общались лично. Чайковский с братом Модестом гостили однажды в доме в отсутствие хозяйки.
При баронессе главный дом особняка объединили с флигелями, фасад был декорирован в духе эклектики. Со стороны Малого Кисельного переулка возвели дополнительный корпус. Владимир Гиляровский упоминает, что перед входом в дом были две скульптуры льва — увидеть их сейчас нельзя, львы были утрачены в советское время. Николай Некрасов в балладе «Секрет» упоминает «старинный, гербами украшенный дом». Сегодня на фасаде остался портик с четырьмя пилястрами, а крышу венчает балюстрада.
Рождественский бульвар, дом 14, строение 1
Рядом с усадьбой Фонвизиных стоит особняк в стиле рококо. Его неширокий фасад украшают четыре пилястры, лепнина в виде гирлянд, венков и ракушек. По бокам расположены две сквозные арки. На аттике красуется горельеф в виде путти (мальчиков-купидонов), а над ними можно разглядеть монограмму одного из владельцев дома. Буква М указывает на фамилию французского купца Эмилия Маттерна — при нем усадьба была перестроена в 1870 году.
До Маттерна особняк принадлежал профессору химии и физики Карлу Янишу. Его дочь Каролина владела восемью языками, переводила стихи русских поэтов и писала свои. В нее был влюблен польский поэт Адам Мицкевич, но отец Каролины выдал ее за беллетриста Николая Павлова. Не без участия жены Павлов организовал в доме литературный салон. О павловских вечерах знала вся Москва — на них бывали Николай Гоголь, Афанасий Фет, Александр Герцен, Петр Чаадаев и многие другие. Кстати, именно здесь в 1840 году Михаил Лермонтов прощался с московскими литераторами перед отъездом в ссылку на Кавказ.
Рождественский бульвар, дом 16, строение 2
К дому Павлова вплотную примыкает здание, история которого тоже связана с литературой, правда, уже ХХ-го столетия: с 1933-го по 1943 год здесь проживал советский поэт Демьян Бедный. Это было самое сложное время в его жизни: в 1930 году на него, успешного в 1920-х, свалилась жесткая критика, а в 1938-м поэта исключили из партии.
Изначально усадебный комплекс включал в себя главный дом и два флигеля. В 1851 году его владельцем стал купец и коммерческий директор Государственного банка Российской империи Иосиф Ценклер. Его семья занимала главный дом, а два других сдавали.
Усадьбу несколько раз перестраивали. В 1864 году флигели соединили с главным домом переходами на уровне второго этажа. Следующая реконструкция здания была в 1883 году под руководством архитектора Бориса Фрейденберга. Он оформил дом элементами архитектуры крепостей итальянского Возрождения. Карниз фасада опирается на аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда небольших декоративных арок. Этот архитектурный элемент напоминает крепостные машикули — навесные бойницы, предназначенные для обстрела штурмующих стены противников. Крышу центрального дома венчает балюстрада, а по бокам фасада на уровне второго этажа расположены черные балконы, сочетающиеся со стилем всего здания.
Рождественский бульвар, дом 13, строения 1 и 2
На другой стороне бульвара, почти напротив дома Фонвизиных, стоят два здания-близнеца. Двухэтажные строения в стиле классицизма соединяются воротами. Оба дома являются примером типовой застройки после пожара 1812 года. Образец здания с четырехколонным портиком входил в специальный альбом. В нем заказчик мог выбрать понравившийся фасад — это было дешевле, чем нанимать архитектора. Для украшения дома можно было купить копии античных барельефов.
Изначально постройки были деревянными. В усадьбе некоторое время жили майорша Пелагея Лагофит и ее потомки. Последним владельцем перед Октябрьской революцией был Николай Гульшин. В советское время в зданиях располагались коммунальные квартиры. А в 1982 году обветшалые дома снесли и построили на их месте кирпичные копии.
Рождественский бульвар, дом 9
Здание было построено в 1908–1909 годах по проекту мастера московского модерна Густава Гельриха. Дом считается одним из лучших творений архитектора.
На фасаде сочетаются два нежных оттенка: нижняя часть дома светло-розовая, а верхняя облицована бежевой плиткой. Центральный эркер венчают лепные фигуры двух юношей, держащих венки славы. Боковые эркеры украшают горельефы в виде сфинксов. Также на фасаде можно рассмотреть женские маскароны. Примечательны волнообразный карниз с гирляндами и растительным орнаментом и балкончики в стиле модерн.
Дом принадлежал княгине Розе Бебутовой, жене статского советника Владимира Бебутова. В 1910-е годы здесь проживал и проводил встречи философ-мистик Георгий Гурджиев. Некоторое время в доме находилась мастерская его двоюродного брата, скульптора Сергея Меркурова. В 1915 году здесь располагалась «Контора редакции модных журналов и выкроек Шульман». До 1917 года часть здания занимало Генеральное консульство Франции в Москве.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России