В XV веке в окрестностях Маросейки были царские сады, а на месте улицы пролегала дорога в Преображенское и Измайлово. Свое название улица получила по Малороссийскому подворью — в XVII веке оно находилось на углу с Большим Златоустинским переулком. В XVIII веке на Маросейке жили князья Барятинские и Салтыковы, а также полководец граф Петр Румянцев. Тогда же в нынешнем Армянском переулке обосновалась купеческая династия Лазаревых — меценатов, организовавших здесь в 1815 году Лазаревский институт восточных языков.
Улица Маросейка, дом 3/13, строение 1
В XVIII веке на месте этого конструктивистского дома находилось подворье Николо-Угрешского монастыря. В двух каменных зданиях располагались часовня с гостиницей и трактир. В конце следующего столетия обветшавшие постройки снесли и возвели двухэтажные корпуса. На основе фундамента и стен этих домов в 1928–1929 годах по проекту архитектора Владимира Цветаева было построено четырехэтажное здание администрации Птицеводсоюза.
В облике здания архитектор воплотил популярную в те годы тему дома-корабля: угловая часть приподнята и напоминает капитанский мостик. Закругленный угол дома с протяженными балконами венчает цилиндрическая надстройка с высокими окнами. Со стороны Лубянского проезда высится вертикальный витраж, за которым скрывается парадная лестничная клетка. Дом имеет характерные для конструктивизма элементы: плоскую крышу и большие оконные проемы.
В то время здание называли Домом трестов: помимо Птицеводсоюза, в здесь находились Союзкруп, Свиноводсоюз, Льноцентр, Станкотрест и другие учреждения. В 1935 году тут расположился Народный комиссариат финансов СССР, а в 1938 году — канцелярия Центрального комитета ВЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, или комсомола). С 1992 года здание занимает Российский союз молодежи.
Улица Маросейка, дом 2/15, строение 1
Налюбовавшись зданием Птицеводсоюза, бросаем взгляд через дорогу и удивляемся, обнаружив знакомые мотивы в облике усадьбы в стиле классицизм. Ее угловая ротонда послужила вдохновением для автора конструктивистской постройки. Ротонду украшают полуколонны и балкончик на уровне второго этажа. По бокам от нее симметрично расположены два корпуса. Поскольку дом стоит на небольшой горке, один из корпусов имеет три этажа, а другой — четыре.
Изначально на месте усадьбы было имение архитектора Карла Бланка. В 1779 году участок выкупила Варвара Разумовская и начала строительство дворца на месте главного дома. В 1796 году он был закончен.
Во время пожара 1812 года здание не пострадало — в усадьбе проживал назначенный Наполеоном губернатор Москвы маршал Эдуард Адольф Мортье, и потому она особенно тщательно охранялась. Позже в том же веке архитектор Василий Балашов возвел флигель, который потом перестроили в доходный дом.
В 1890 году дом перестроил архитектор Адольф Кнабе, а спустя четыре года на первом этаже открыли торговые помещения. В начале XX века в здании находился популярный трактир. В 1975 году в дом встроили вестибюль станции метро «Китай-город».
Армянский переулок, дом 1/8, строение 1
Еще один дом-корабль в районе Маросейки появился в 1905 году. Чтобы увидеть его, нужно свернуть с Маросейки в Армянский переулок и пройти по нему почти до пересечения с Кривоколенным.
«Нос» этого корабля — угловой эркер с балконом и башенкой — соединяет два корпуса: первый, построенный вдоль Армянского переулка в 1901 году (архитектор Владимир Властов), и второй, вытянувшийся вдоль Кривоколенного в 1905-м (архитектор Петр Микини).
Балкон украшен барельефом и колоннами, а башенка — шпилем. На фасадах выделяются эркеры, арочные окна первого этажа венчают барельефы в виде львиных голов. Козырек одного из подъездов украшает растительный орнамент в стиле модерн, а два кронштейна напоминают лебедей. Над входом красуется раковина с женским маскароном.
Доходный дом был построен на месте усадьбы родителей поэта Федора Тютчева, которой позже владели литераторы Михаил Катков и Павел Леонтьев. Они организовали в усадьбе редакции журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости». Здесь часто бывали писатели Михаил Салтыков-Щедрин, Сергей Аксаков, Иван Гончаров.
В доме, появившемся на месте усадьбы в начале XX века, проживали в разное время архитектор Петр Микини, философ Николай Бердяев, химик Сергей Медведев.
Улица Маросейка, дом 11/4, строение 1
Этот архитектурный ансамбль возник в XVII веке на месте квартала, населенного иностранцами. Каменные палаты построили вместо стоявших здесь двух дворов дьяка Андрея Немирова. Царский указ 1670 года гласил: «Малороссийских городов казакам и мещанам, которые учнут к Москве приезжать для всяких своих дел и с товарами, являться и приезды свои записывать в Малороссийском приказе и ставиться на Малороссийский двор».
Палаты просуществовали в первозданном виде до середины XVIII века, позже здание многократно перестраивали. Черты архитектуры ампира оно приобрело в результате перестройки в 1825–1829 годах. В 1872 году архитектор Артемий Обер построил на месте палат четырехэтажный доходный дом, который достраивал Иосиф Залесский. На первом этаже были торговые помещения, среди которых и известный магазин Дютфуа. В нем продавалась столовая и парфюмерная стеклянная посуда.
В состав Малороссийского подворья входит еще и дом Нарышкиных — Рагузинского. Здание возвел рядом с палатами Василий Нарышкин в 1690-х годах. Фасад представлял собой образец нарышкинского барокко. В 1702 году новый владелец дома Рагузинский пристроил третий этаж, а в 1825 году с фасада была убрана почти вся лепнина. До 1912 года в здании находилась Елизаветинская женская гимназия.
В 2020 году завершилась реставрация Малороссийского подворья, отмеченная 14 декабря 2021-го премией «Московская реставрация — 2021». В ходе работ были обнаружены и восстановлены арочные окна и проходы, найдены церковные росписи XIX века, фрагменты печных изразцов, ларец, облицованный малахитом, и другие предметы. На фасаде дворовой части реставраторам удалось восстановить изначальный вид части кирпичной стены — на ней расположены три окна, украшенные причудливыми наличниками и обрамленные колоннами. Эти элементы сохранились еще со времен первого владельца дома Василия Нарышкина. В самом здании на первом этаже нашли фрагменты колонн того же времени.