Обычай наряжать на Рождество елку в России пытался ввести новатор Петр I, но прижился он лишь в следующем веке, во время царствования Николая I. В каждой семье дерево украшали по-своему, в соответствии с достатком и вкусом. К празднику доставали вертепы, изображающие рождение младенца Иисуса. И конечно, все старались отправить друзьям и родным, живущим далеко, поздравительную открытку.
В московских музеях хранится немало предметов, связанных с Рождеством. Шесть из этих экспонатов — в нашем материале. Среди них есть елочные игрушки, которые помнят маленького Михаила Булгакова, заводной ослик Марины Цветаевой, открытка, которую получил однажды от анонимного поклонника Александр Скрябин, и многое другое.
Для Александра Скрябина праздник Рождества был важным не только как для христианина — 25 декабря по старому стилю (6 января по новому) появился на свет он сам. В связи с этим композитор нередко получал открытки, в которых его поздравляли с обоими праздниками одновременно. Отправляли их как близкие друзья и родные, так и поклонники.
Одна из таких открыток, написанных поклонником таланта Скрябина, хранится в доме-музее композитора. Она была получена 25 декабря 1913 года. Неизвестный отправитель, использовавший в качестве подписи фразу «Остаюсь ваш приверженец», выбрал открытку с изображением городового и дворника, отдающих честь, очевидно, адресату поздравления. Текст открытки гласит:
«Дорогой и многоуважаемый Александр Николаевич! Сердечно поздравляю Вас с праздником Рождества Христова, а также со Днем Вашего рождения. Желая большого успеха всем Вашим произведениям, а, в особенности, поэме “Экстаза” у музыкантов и публики».
«Поэма экстаза» (корректное название произведения) — симфоническая поэма, написанная Александром Скрябиным в 1907 году, впервые представлена публике была в Нью-Йорке 27 ноября 1908 года под управлением дирижера Модеста Альтшулера. В России «Поэму экстаза» впервые исполнили 19 января 1909 года в Санкт-Петербурге под управлением Гуго Варлиха. Произведение принесло композитору 11-ю Глинкинскую премию (всего Скрябин становился ее лауреатом 13 раз).
Существует также текст поэмы, написанный Скрябиным в 1906 году. Композитор намеренно не включил его в партитуру, чтобы не отвлекать исполнителей от музыки. «Дирижерам, которые захотят поставить “Поэму экстаза”, всегда можно сообщить, что таковой имеется, вообще же я хотел бы, чтобы относились сначала к чистой музыке», — писал он.
Ослик — один из традиционных символов Рождества. В рождественских вертепах, изображающих Святое семейство, на младенца Иисуса, лежащего в яслях, смотрят вол и осел, согревая его своим дыханием.
Среди экспонатов, хранящихся в Доме-музее Марины Цветаевой, есть детская заводная игрушка в виде ослика из папье-маше и войлока. Изготовленная в начале ХХ века в России, прежде чем попасть в музей, она хранилась в семье Карсавиных-Сувчинских, с которыми Марина Цветаева была дружна во Франции в 1920-х.
Сегодня эта игрушка напоминает о стихотворении «Рождественская дама», написанное юной Мариной Ивановной в 1909 году. Полное детского ожидания настоящих чудес от праздника стихотворение вошло в сборник «Волшебный фонарь» (1912):
Серый ослик твой ступает прямо,
Не страшны ему ни бездна, ни река…
Милая Рождественская дама,
Увези меня с собою в облака!
Я для ослика достану хлеба,
(Не увидят, не услышат, — я легка!)
Я игрушек не возьму на небо…
Увези меня с собою в облака!
Из кладовки, чуть задремлет мама,
Я для ослика достану молока.
Милая Рождественская дама,
Увези меня с собою в облака!
На дореволюционных рождественских открытках изображались как библейские сюжеты, так и бытовые сцены, наряженные ели, свечи, тройки лошадей. Популярны были зимние пейзажи, праздничные сценки, сцены подготовки к празднику. Особенно часто на открытках рисовали детей — иногда в образе ангелов.
С появлением фотографии началась новая глава в истории открытых писем: на них начали печатать постановочные сценки с участием детей. Одна из таких открыток сегодня хранится в коллекции Музея Москвы. На обороте — трогательное поздравление, написанное жителем Ялты, неким И. Ивановым, его учительнице Софии Тимофеевне Метц:
«Многоуважаемая учительница С.Т. Поздравляю вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова и желаю хорошо встретить и провести».
Эти елочные украшения в виде оленя и филина передал в Музей М.А. Булгакова Кирилл Тарасевич. Его отец был другом Сергея Шиловского, пасынка писателя, а также лечащим врачом вдовы Булгакова, Елены Сергеевны. Игрушки попали к Тарасевичу вместе с другими вещами из квартиры 44 дома 3/5 в Нащокинском переулке, где писатель провел последние годы жизни — с 1934 по 1940-й.
Когда и при каких обстоятельствах елочные украшения оказались в московской квартире Михаила Афанасьевича, неизвестно. Но определенно можно сказать, что эти игрушки были ему особенно дороги — с ними были связаны его воспоминания о детстве. Олень и филин украшали рождественскую елку в киевском доме семьи Булгаковых, у которой собирались будущий писатель и шестеро его братьев и сестер и их родители — Афанасий Иванович и Варвара Михайловна.
Все семеро детей Булгаковых были музыкально одаренными и начитанными. Семейные торжества не обходились без домашних спектаклей, сценарии к которым писал старший сын Михаил. Рождество же было для семьи особенным праздником — профессор богословия Афанасий Булгаков и его супруга происходили из семей священнослужителей.
В постоянной музейной экспозиции «Дачное Царицыно» по сложившейся традиции в декабре появляются старинные елочные игрушки. В конце 2021 года впервые за долгое время из запасников достали игрушки в виде моховиков — мифических созданий, обитавших, как верили 200 лет назад, в лесах Русского Севера. Игрушки, подобные этим, издревле изготовляли крестьяне в глухих вятских деревнях, используя в работе любой подручный материал: сухой ягель, паклю, древесную кору, шишки, сено.
Исключительно хрупкие и требующие особых условий хранения, елочные игрушки-моховики почти не дошли до наших дней. Уцелели единичные экземпляры, ставшие уникальными музейными экспонатами. Несколько моховиков хранятся в Русском музее и «Царицыне».
Эта забавная пара антропоморфных существ со строгими лицами кажется произведением современного художника, однако это не так. Моховиков изготовили в конце XIX века, эти игрушки произвели фурор на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. В докладе Вятского земства отмечалось, что моховики «с восторгом были встречены парижанами».
До 1918 года в России жили по юлианском календарю, или, как еще говорят, по старому стилю. Рождество, таким образом, приходилось на 25 декабря, и его празднование плавно перетекало в празднование Нового года. Особо пышно отмечали Новый год при дворе. Заглянуть на один из таких праздников середины XVIII века позволяет гравюра, хранящаяся в коллекции Государственного музея А.С. Пушкина.
Неизвестный гравер запечатлел праздничный фейерверк, запущенный в честь наступления 1755 года перед Зимним дворцом. Это был период правления Елизаветы Петровны, отмеченный не только учреждением Московского университета, восстановлением Правительствующего сената и грандиозными дворцовыми постройками, но и необычайной роскошью придворных празднеств.
Надпись на русском и немецком языках внизу гравюры гласит: «Изображение великого фейерверка, представленного в Санкт-Петербурге в Новый 1755 год ввечеру на Неве реке пред Зимним Ея Императорского Величества домом». Также на листе значится, что «фейерверк сочинял и увеселительные огни изобретал от артиллерии майор Мартынов». На праздничной иллюминации присутствовал прадед А.С. Пушкина генерал-майор А.П. Ганнибал, служивший в то время в Петербурге в Инженерном корпусе.
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024