Премьера оперы «Травиата» Джузеппе Верди состоялась в театре «Геликон-опера» 22 октября. Режиссер и художественный руководитель театра Дмитрий Бертман собрал мощную команду: за дирижерский пульт встал заслуженный артист России Александр Сладковский, декорации и костюмы создали заслуженные художники России Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный, а главные партии – Альфреда и Виолетты – исполнили звезды труппы Шота Чибиров и Юлия Щербакова.
В следующий раз спектакль можно увидеть 5 и 6 ноября.
Ночной Париж конца XIX века. По мрачным улицам вокруг скрывающих небо зданий в стиле бозар слоняются бродяги. Состоятельные мужчины развлекаются в публичных домах. Где-то на Монмартре художники спорят об искусстве и разливают абсент. А куртизанка Виолетта Валери нарушает заведенный порядок своей жизни. Всерьез, без притворства, она влюбляется в благородного юношу Альфреда. Но по законам драмы счастье будет коротким.
Одна из популярнейших в мире опер вернулась во второй раз в репертуар «Геликон-оперы» и в восьмой – в творческую биографию Дмитрия Бертмана. Впервые он поставил «Травиату» здесь же в 1995 году. Потом спектакли о Виолетте Валери он ставил в театрах Германии, Франции, Канады, Новой Зеландии.
Новая версия отличается от всех предыдущих. Дело в переосмыслении сюжета, в акцентах, расставленных немного иначе: например, отец Альфреда здесь скорее положительный персонаж, нежели злодей-разлучник.
Работая с главной оперой Верди, Бертман много экспериментировал. Действие одной из своих «Травиат», например, перенес в ночной клуб 1990-х годов. В новом спектакле тоже есть временной сдвиг, но не такой большой – из середины XIX века в его конец, во времена расцвета импрессионизма.
Впервые «Травиата» была представлена публике в 1853 году, спустя год после коронации последнего императора Франции Наполеона III, и поразила зрителей в том числе и тем, что время действия совпадало с календарем.
Режиссер признается: в какой-то момент он думал, что ставить «Травиату» больше не будет, хотя предложения сделать это он получал в огромных количествах.
«Но сейчас, когда мы в этом потрясающем здании и у нас такой огромный репертуар, не играть “Травиату” грешно», – признается он.
Одно из главных событий «Травиаты» – согласие Александра Сладковского стать дирижером-постановщиком. Для него – заслуженного артиста России, превратившего Государственный симфонический оркестр Татарстана в один из лучших в мире, – это первое сотрудничество с «Геликон-оперой».
Сладковский уверен, что главное в музыке Верди – это простота. Сам итальянский стиль предполагает легкость, динамику, воздушность.
«“Травиата” проста и ясна для любого зрителя. Зрители почувствуют легкость и красоту этой оперы. Все, что происходит на сцене, настолько изящно, элегантно и красиво, что я не могу оторвать взгляд», – поделился он.
Дмитрий Бертман с ним согласен. Для него Верди – это особенная тема. «Верди разный, абсолютно разный, и в этом его гениальность. Я бы сказал даже, что это Игорь Крутой XIX века», – говорит режиссер.
Репетировали «Травиату» месяц. Александр Сладковский – в меру строгий, но безумно талантливый. Так считают артисты, которые работали с ним впервые.
«Он может быть требовательным, но всегда подойдет и объяснит, что именно он хочет и как лучше этого достичь. Он человек-фанат, который настолько погружается в работу, что когда что-то выходит из этого распорядка, его может это немного вывести из себя. Но не стоит все воспринимать близко к сердцу. Он может резко высказаться и тут же похвалить. Я работал со многими дирижерами, и мне с ним было абсолютно комфортно», – рассказал Шота Чибиров, исполнивший роль Альфреда.
«Что мне очень понравилось: он предлагает свою трактовку, партию хочется исполнять именно так, как он просит, и все это замечательно – темпы, энергия. Мощные импульсы, которые он дает перед каждым вступлением, очень стимулируют. За ним хочешь идти», – вспоминает о репетициях Юлия Щербакова (Виолетта).
Атмосферу Парижа конца XIX века воссоздали Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный, которые всегда работают в тандеме. По их задумке комната Виолетты – опрятная и уютная в начале оперы – в конце становится обшарпанной каморкой. Сцена превращается то в публичное заведение где-то в трущобах города, то в шикарный светлый дом.
Они также работали над гардеробом героев – соблазнительными корсетами и чулками, легкими платьями, изящными шляпами и строгими костюмами, которые будто сошли с плакатов и картин Анри де Тулуз-Лотрека.
«Травиату» играют в нескольких составах. Один из исполнителей партии Альфреда – тенор Шота Чибиров – лауреат многочисленных международных вокальных конкурсов. Он говорит, что долго пытался разобрать образ своего героя, чтобы понять, что же все-таки им руководит.
«Я считаю, что Альфред, которого я воплощаю, искренне первый раз испытал любовные чувства именно к Виолетте. Он по-настоящему в нее влюблен. Но влюбленность и любовь – это разные вещи. Любил ли он ее или свои чувства к ней – вот главный вопрос. Он больше похож на самовлюбленного юнца, потерявшего любимую игрушку, которой он наслаждался и которая сделала его лучше», – рассказал артист.
Юлия Щербакова (сопрано), исполнительница роли Виолетты, напротив, сочувствует своей героине и восхищается ею.
«Я ее очень люблю. Виолетта жизнерадостная, темпераментная, энергичная женщина. Но при всем этом она очень ранимая, в ней много нежности. Интересно, что она любит свою профессию и с удовольствием работает куртизанкой. Но только когда она встречает истинную любовь, Альфреда, ее сердце открывается по-настоящему», – считает актриса.
Впервые «Травиату» итальянского композитора Джузеппе Верди показали в 1853 году – в венецианском театре «Ла Фениче». Музыку мастер создал всего за 40 дней. Либретто написал Франческо Мария Пьяве – по мотивам романа «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына.
Однако зрителям картина современного Парижа показалась неприглядной. Они говорили: сделать главной героиней куртизанку – аморально. Опера с треском провалилась, был грандиозный скандал. Верди пришлось местами ее переделать, и только после этого – через год – ее приняли на ура. Сегодня «Травиата» – самая исполняемая опера в мире.