В Доме-музее В.Л. Пушкина на Старой Басманной (филиал Государственного музея А.С. Пушкина) открылась выставка «“Цветы, любовь, деревня, праздность…” В.Л. Пушкин и усадебная культура его времени», посвященная усадьбам XIX века. Подмосковные поместья становились местом встречи литераторов, историков, философов. Здесь давали домашние спектакли и запускали в ночное небо фейерверки. Завсегдатаем таких вечеров был Василий Львович Пушкин, родной дядя Александра Сергеевича. Собственной подмосковной усадьбы он не имел, но среди его друзей было много владельцев таких имений. О нескольких усадьбах, с хозяевами которых дружил Василий Пушкин, рассказывает заведующая Домом-музеем В.Л. Пушкина Татьяна Филатова.
В отличие от городской застройки строительство в загородных частных усадьбах не регламентировалось государством, поэтому перед их владельцами открывались огромные возможности. Они могли проявлять фантазию, заказывая архитектурный проект, разбивать парки согласно своему вкусу.
«Считалось, что жизнь в усадьбе должна быть наполнена гармонией мыслей и чувств: человек становился частью природы, которая его окружала, и он должен был заниматься посильными трудами, связанными с возделыванием своего сада, — говорит Татьяна Филатова. — Для многих владельцев сельское хозяйство было серьезным увлечением, требовавшим тщательной подготовки».
В усадебных библиотеках XIX века можно было найти популярные тогда издания «Сады, или Искусство украшать сельские виды», «Флора санкт-петербургская и московская, или Описание растений в окрестностях обеих столиц». В своей повседневной работе по ведению домашнего и сельского хозяйства помещики использовали такие книги, как «Новый и полный хозяйственный винокур, пивовар, медовар, водочный мастер, квасник, уксусник и погребщик», «Золотая книжка, или Собрание новых, доказанных, легких, редких и любопытных хозяйственных опытов и искусственных действий к пользе и удовольствию каждого». Эти книги можно увидеть на выставке.
Женщины той эпохи в усадьбах много времени посвящали занятиям рукоделием. Различные кошельки и бумажники вышивались в подарок, на память. Дамы изображали цветы, виды усадеб, жанровые сценки.
Одним из увлечений знати был театр, ставший неотъемлемой частью жизни, быта и культуры русского дворянского общества. На домашней сцене выступали как профессиональные актеры, так и актеры-любители — хозяева и гости дома. Они же зачастую являлись и авторами пьес. Непременным участником домашних спектаклей был Василий Львович Пушкин, обладавший, как и его брат, Сергей Львович, прекрасными актерскими способностями. Выступал Василий Львович не только в роли актера, но и в качестве режиссера и автора.
Поселение Рязановское, село Остафьевское
Одним из близких друзей Василия Пушкина был поэт, литературный критик, публицист, мемуарист, переводчик и государственный деятель Петр Андреевич Вяземский. Василий Львович посещал его в подмосковном имении Остафьево. Одноименное село было приобретено через месяц после рождения Петра Андреевича, в августе 1792 года. Его купил отец Петра Андреевича, князь и тайный советник Андрей Иванович. Он построил двухэтажный усадебный дом в стиле классицизма.
В 1804 году в имении поселился Николай Михайлович Карамзин, женатый на сводной сестре Вяземского, Екатерине Андреевне Колывановой. Именно тут он работал над «Историей государства Российского». Интерьер его кабинета, который сохранялся нетронутым много лет, изобразил в 1927 году художник Петр Сивков. Картину можно увидеть на выставке.
Поселок Валуево, строение 1
В.Л. Пушкин посещал и Покровское-Валуево, принадлежавшее его дальнему родственнику и другу, библиофилу, знатоку и собирателю древностей Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. Его имение было очень живописным и уютным: перед домом был разбит французский регулярный парк с аллеей, ведущей к каменной церкви. За церковью, где протекала извилистая река, раскинулся английский парк, в котором располагались три беседки. Рядом со всем этим были овраги и роща.
Василий Пушкин играл в домашних спектаклях в доме Мусина-Пушкина, принимал участие в шарадах. Однажды он изобразил лисицу из басни Ивана Крылова. Вот так один из гостей того вечера вспоминал об этой игре: «Вдруг из-за них (ширм) является на четырех лапах чудовище, кто же это? Василий Львович в обыкновенном своем костюме, насилу дышит… изнемогший от своей неудобной позы, опасаясь приступа подагры, хватает свою добычу и изо всех сил пытается вернуться к двери».
В 1950–1960-х годах на территории усадьбы снимали фильмы «На подмостках сцены», «Гусарская баллада», «Война и мир». В 1970-м Покровское-Валуево посетила съемочная группа картины «Мой ласковый и нежный зверь». Знаменитый вальс из фильма композитор Евгений Дога написал в этой усадьбе всего за одну ночь.
Поселок Архангельское
Пожалуй, самый известный усадебный театр первой половины XIX века находился в имении Архангельское. Театр построили по проекту архитекторов Осипа Бове и Пьетро Гонзаго. Там ставились оперные и балетные спектакли, он имел 12 смен декораций — довольно много для усадебного театра того времени.
Владелец усадьбы Николай Борисович Юсупов любил роскошь, картины, изделия из мрамора, дорогие и редкие вещи, которыми он украшал дом. На выставке впервые демонстрируются фото-тинто-гравюры с изображением шикарных интерьеров.
Летняя улица, дом 1, строение 6
В усадьбе Люблино, напоминающей настоящую палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, был театр, оранжереи с ананасами, пансион для дворянских детей. Люблинская роща была открыта для москвичей, которые любили собираться там с самоварами и сладостями, устраивая пикники. Имение принадлежало Аграфене Михайловне Писаревой, которая унаследовала его от своего дяди — отставного бригадира, богача Николая Алексеевича Дурасова, не имевшего своих детей.
Он был известен на всю Москву не только неприличным количеством денег, но и своим гостеприимством — для друзей он устраивал поистине королевские приемы. 16 января 1819 года В.Л. Пушкин сделал приписку в письме П.А. Вяземского историку Александру Ивановичу Тургеневу: «Вяземский утверждает, что я в Москве заступил место покойного Николая Алексеевича Дурасова, что у меня за обедом птицы райские и рыбы заморские, но это шутка».
Усадьба при Дурасове поражала своим размахом. Крепостной театр со 120 актерами соперничал с шереметевским за звание лучшего в городе. Возглавлял труппу московский артист и педагог Петр Плавильщиков. Интерьерами самой усадьбы можно было любоваться часами. Залы расписывал известный русский декоратор итальянского происхождения Доменико Скотти (там преобладали античные сюжеты), он также использовал монохромную технику гризайль, имитирующую архитектурные и скульптурные формы.
Аграфена Михайловна сохранила все эти интерьеры, которыми непрестанно восхищались гости. В их числе был и В.Л. Пушкин. Он поддерживал теплые, дружеские отношения и с ней, и с ее мужем Александром Александровичем Писаревым — литератором, поэтом, героем наполеоновских войн. Однажды Пушкин посвятил Аграфене Михайловне шутливые стихи:
Мирюсь я наконец с судьбой
И в жизни новых жду варьяций.
Всех муз и граций ищу в одной…
После смерти Писарева его вдова переехала в Москву. Она очень нуждалась в деньгах, поэтому шикарную усадьбу была вынуждена продать.
Село Ильинское
Имение Ильинское, хозяином которого был граф Александр Иванович Остерман-Толстой, тоже было одним из самых популярных мест, где собиралась московская знать. Деревянный двухэтажный дом с висячими садами на каменных аркадах окружали флигели. Рядом с французским парком, оставшимся в усадьбе от предыдущих владельцев, Остерман-Толстой обустроил английский парк с беседками, мостиками, павильонами и театром.
Женой Остермана-Толстого была Елизавета Алексеевна Голицына, дочь богатейшего генерал-майора князя Алексея Голицына. По воспоминаниям современников, она была женщиной умной, доброй, интересной, но очень ревнивой.
В 1819 году в усадьбе праздновали именины Наталии Петровны Голицыной, тети Елизаветы Алексеевны. Василий Львович посвятил виновнице торжества строки:
В кругу детей ты счастие вкушаешь;
Любовь твою нам счастие дарит;
Присутствием своим ты восхищаешь,
Оно везде веселие родит.
Село Марфино
Летом в Марфино стекались главные московские любители охоты — усадьбу окружали прекрасные угодья. Хозяйкой имения во времена В.Л. Пушкина была графиня Дарья Петровна Салтыкова, родная сестра Натальи Голицыной (прототип главной героини «Пиковой дамы» А.С. Пушкина). Ее муж, герой русско-турецкой войны Иван Петрович Салтыков, был заядлым охотником. Он держал здесь конный двор и псарню, которые обслуживали более 100 человек.
Дарья Петровна — одна из самых образованных женщин своего времени. Детство и молодые годы она провела за границей (ее отцом был дипломат граф Петр Григорьевич Чернышев), жила в Дании, Германии, Англии, Франции. Она блестяще владела языками, на которых говорили во всех этих странах, а вот русский знала плохо. По возвращении на родину ее пожаловали во фрейлины Екатерины II.
В усадьбе Дарьи Петровны имелась роскошная оранжерея, по которой гости гуляли и угощались фруктами, а также парк с беседками, два летних театра. Сама хозяйка с удовольствием играла в постановках; гости отмечали, что она весьма талантлива. Ее партнером не раз становился В.Л. Пушкин. Кроме того, в 1768 году она сыграла в спектакле, поставленном при дворе по случаю выздоровления императрицы после прививки от оспы.
Село Ольгово, дом 46а
Создателем усадьбы Ольгово, гостем которой также часто становился В.Л. Пушкин, был генерал от кавалерии, смоленский военный губернатор Степан Степанович Апраксин. Он был женат на дочери Н.П. Голицыной, Екатерине Владимировне. Супруги очень любили искусство — в их доме, кроме коллекции фарфора, бронзы, мрамора, оружия и мебели, была обширная портретная галерея русских монархов, подчеркивавшая верноподданнические чувства хозяев, а также важных государственных деятелей — российских и иностранных.
Старшее поколение Апраксиных больше интересовали имена изображенных лиц, нежели художественные достоинства произведений. В основном картины были низкого качества — их срисовывали с гравюр крепостные художники. Некоторые из гравюр, послуживших иконографическим оригиналом для живописных портретов монархов, портреты родственников, друзей и важных государственных деятелей можно видеть на выставке.
На выставке представлены и портреты дочерей Апраксиных — Натальи и Софьи. Художник Алоизий Рокштуль выполнил их в 1817 году, когда обе сестры вышли замуж. Благодаря представителям младшего поколения Апраксиных, обладавшим тонким художественным вкусом, в собрании Ольгово появились картины выдающихся художников. Эта часть коллекции представлена на выставке произведениями русского живописца-баталиста и жанриста Александра Орловского и британского акварелиста и графика Джона Аткинсона.