В Театре имени Ермоловой — премьера спектакля «Текст» по новому роману Дмитрия Глуховского, автора антиутопий «Метро 2033», «Метро 2034» и «Метро 2035». На этот раз действие разворачивается в Москве в наше время, а не в постапокалиптическом будущем.
Спектакль поставил Максим Диденко, который за российские романы взялся не так давно. Два года назад он представил «Чапаева и пустоту» по одноименному произведению Виктора Пелевина. До этого были «Флейта-позвоночник» по поэме Владимира Маяковского в Театре имени Ленсовета в Санкт-Петербурге, «Конармия» Исаака Бабеля в Школе-студии МХАТ и многое другое.
Илья, студент первого курса филологического факультета, по ложному обвинению попадает в тюрьму, откуда возвращается через семь лет. Он узнает, что несколько дней назад умерла его мать, а любимая девушка не дождалась его и теперь выходит замуж. Жизнь разрушена. Зато у лейтенанта ФСКН Петра Хазина, который и отправил героя за решетку, все, наоборот, насыщенно и интересно: рестораны, путешествия, красивые женщины.
Илья обнаруживает, как за эти годы изменилось и отношение к гаджетам: смартфон стал вторым «я» человека, именно там теперь все важные — рабочие и личные — контакты, фотографии, видео, записи. К нему случайно попадает мобильный Хазина, а это значит, что Илья может узнать его самые сокровенные тайны и использовать эту информацию по своему усмотрению. От имени своего врага он может общаться с его родителями, сослуживцами, друзьями и возлюбленной Ниной.
Главного героя сыграл Илья Маланин, известный по фильму «Неуловимые: последний герой», Хазина — Артем Ткаченко («Красная королева», «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий»), а Нину — Кристина Асмус («Елки», сериал «Интерны»).
На сцене — металлические сетки, яркий свет прожекторов и несколько экранов, образующих вместе один большой. На них — динамично меняющиеся фоновые картинки, которые служат декорациями. Вот, например, комната Ильи, а в следующую минуту изображение меняется и на экранах появляется панорама ночной Москвы, еще через несколько секунд — полицейский участок, после — железнодорожный вокзал, потом — подъезд в многоэтажке, выкрашенный в типовой неприятный цвет.
На экранах появляется и то, что герои снимают на телефон на сцене, а также чужие переписки, которые читает Илья. Сверху все происходящее фиксирует дрон — и тоже выводит изображение на один из экранов.
«В каком-то смысле это больше кино, чем театр, и зритель как бы оказывается внутри павильона, где в онлайн-режиме снимают фильм, — говорит Максим Диденко. — В спектакле занято 11 актеров, но за сценой находятся еще 20 человек, которые все это передвигают, обеспечивают все переодевания». Жанр постановки он определяет как кибернуар. Костюмы создал сценограф Галя Солодовникова, которая часто работает с Диденко.
Создатели спектакля признаются, что даже они сами иногда сомневались в успехе проекта. Идея действительно больше подходила для кино: место действия постоянно и кардинально меняется, к тому же возникал вопрос: как обыграть, показать содержимое смартфона, который герой практически не выпускает из рук?
Режиссер считает эту постановку самой сложной в своей практике. «Убеждая всех, что я знаю, как все нужно сделать, я совершенно этого не знал, — рассказывает он. — Когда я читал текст, я представлял себе кино».
Сначала он обратился к Дмитрию Глуховскому с идеей снять фильм. Тот ответил, что известные кинорежиссеры уже давно ему это предложили. Тогда Диденко понял, что надо создавать театральную версию.
«Максиму удалось невозможное, — считает автор «Текста». — Как это можно было сделать, я не понимал. Максим рассказывал о технических находках, которые у него были, но, конечно, я с трудом представлял, что это вообще возможно разработать. Он заставил меня поверить в современный театр. И я очень благодарен Олегу Меньшикову (художественный руководитель Театра имени Ермоловой. — Прим. mos.ru), который согласился на такую хулиганскую постановку в стенах академического театра».
Репетиции, конечно, тоже были больше похожи на съемки. Максим Диденко рассказал, что целую неделю ему и его команде пришлось провести в подмосковной Лобне. Там снимали кадры, которые показывают на экране в начале спектакля.
«Да, есть полное ощущение того, что я снимаюсь в кино, — соглашается Дарья Мельникова, сыгравшая бывшую девушку Ильи (сериал «Папины дочки», «Стальная бабочка»). — Репетиции начались с того, что выставили камеры, мы встали на точки».
По ее словам, технически это очень сложный спектакль. Чтобы достичь нужного эффекта, пришлось долго выстраивать свет и камеры, которые работали все время.
Но все актеры сходятся в одном: работать с Диденко интересно.
«Я влюбился в своего персонажа сразу, как только познакомился с романом “Текст”, — говорит Илья Маланин. — Книгу прочитал за одну ночь, оторваться было невозможно. Илья мне очень близок по характеру, поэтому не было моментов, где мне приходилось бы переступать через себя. Еще до работы над этим проектом я задумался о том, что сильнее: обстоятельства или человек? Все ли он может вынести и не сломаться? Я думаю, что иногда разные ситуации заставляют нас действовать совершенно иначе, так, как в обычной жизни мы бы не поступили. Так же произошло у моего героя».
Каждый актер, кроме Маланина, Ткаченко и Асмус, исполняет в спектакле еще несколько маленьких ролей. Например, Дарья Мельникова перевоплощалась в жену лучшего друга героя, сотрудницу туристического агентства и ведущую программы новостей: «Первый персонаж в моем исполнении, который появляется в спектакле, — бывшая девушка Ильи Вера. Они расстались, но он, видимо, все равно ее любил и хотел продолжения отношений, когда вернулся. А у нее началась другая жизнь, и это стало одним из поворотных моментов для главного героя, когда он понял, что остался в одиночестве».
«Текст» Дмитрий Глуховский написал в 2017 году. И тогда он даже не подозревал, что роман может превратиться в театральную постановку.
«Сейчас я потихонечку погружаюсь в волшебный мир современного театра, которому я был до тех пор довольно чужд, и с удивлением открываю здесь для себя очень активную, очень настоящую, насыщенную жизнь, которая была от меня сокрытой», — говорит он.
По его словам, в романе он хотел описать сегодняшний день с его историями и проблемами, отразить это в подходящем сюжете, переплести разговоры людей в автобусах и электричках с отрывками из выпусков теленовостей. Но главное — показать, как смартфоны становятся «резервным хранилищем человеческой души», как мы доверяем им то, что не осмелились бы доверить даже самым близким. Поэтому в центре его истории — то, как другой человек, получая наш телефон, может притвориться нами, словно надев маску.