От кабаре до документального спектакля, от полетов под барочную музыку до вертикального танца под индастриал — основная программа фестиваля «Вдохновение», над которым в этом году работают Роман Должанский и Ингеборга Дапкунайте, включает в себя современный театр в самых разных проявлениях. Mos.ru выбрал постановки, на которые стоит обратить внимание. Поторопитесь, ведь фестиваль начинается 20 июля.
«Космическая одиссея» театра Les Plasticiens Volants (Франция)
Дата: 31 июля
Время: 21:00
Место: ВДНХ, Главная аллея
Вход свободный
Уличный театр Les Plasticiens Volants творит свои чудеса с 1976 года. Тогда его труппа насчитывала всего двоих артистов и обитала в Париже. Сейчас значительно разросшийся коллектив занимает здание старого кожевенного завода в департаменте Тарн региона Юг-Пиренеи. С помощью огромных марионеток (высота некоторых превышает 20 метров), пиротехнических эффектов и музыки артисты открывают портал в мир сказок и грез где бы они ни оказались: на оживленной улице, городской площади, стадионе или на природе.
В разные годы актеры Les Plasticiens Volants принимали участие в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сиднее, Сочи и Барселоне, а также участвовали в театральных фестивалях в разных городах мира — от Авиньона до Тайбэя. Бывали они и в Москве. В 2015 году французский театр принял участие в фестивале «Вдохновение». Тогда артисты показали спектакль «Жемчужина», посвященный жизни обитателей моря. На этот раз французские чародеи готовят что-то особенное. «Космическая одиссея» — это новое шоу, которое они придумали специально для Москвы.
«Ария» театра Эмилиано Пеллизари NoGravity (Италия)
Дата: 2–4 августа
Время: 20:00
Место: площадка «Зеленый театр ВДНХ. Сцена на воде»
Вход осуществляется по билетам
В спектаклях итальянского театра NoGravity тоже есть полеты, но летают здесь не марионетки под управлением искусных кукловодов, а живые артисты — певцы и танцоры. Делают они это с таким мастерством, что сомнений в реальности происходящего на сцене просто не остается. Как им это удается — большой секрет Эмилиано Пеллизари, режиссера, сценариста, видеодизайнера и хореографа, который много лет изучал античный театр, барочный театр чуда, а также механические изобретения времен Ренессанса. В спектаклях его театра объединены находки прошлого, современные возможности театральной машинерии и, конечно, волшебство.
Пеллизари пришлось запатентовать свое ноу-хау, чтобы уберечься от плагиата. Хотя, по его словам, в точности повторить то, что делают его артисты, все равно никому не удается.
Под звуки произведений Вивальди, Монтеверди и Перголези в исполнении ансамбля аутентичных инструментов Roma Barocca Esnsemble на сцену выплывают дамы и господа, шуты и менестрели в пышных костюмах и высоких напудренных париках. Презрев законы гравитации, они взмывают вверх, зависают над сценой и исполняют сложные акробатические номера, танцуют и поют, а зрители замирают от восторга.
Situation Rooms театральной компании Rimini Protokoll (Германия, Швейцария)
Дата: 20–29 июля
Время: зависит от выбранного сеанса
Место: ВДНХ, павильон № 69
Вход осуществляется по билетам
Немецко-швейцарская театральная компания Rimini Protokoll в особо долгих представлениях не нуждается. Популярный спектакль-променад Remote Moscow, до недавнего времени регулярно заставлявший организованные группы людей бродить по городу, выполняя команды голоса в наушниках, — это франшиза их проекта Remote X. Помимо увлекательных бродилок, Rimini Protokoll создают и документальные спектакли. Пожалуй, они даже интереснее, хотя действия в общепринятом смысле в них нет, как нет и актеров.
Например, действие спектакля «Наследие. Комнаты без людей», который они привозили на прошлогодний фестиваль «Territoriя», происходит в восьми комнатах. В каждую из этих комнат зрителей запускают группами по восемь человек и строго на 10 минут. Участникам предварительно объясняют, что за дверью их ждет инсталляция, созданная по мотивам рассказов людей, которые знают, что скоро умрут.
На фестивале «Вдохновение» Rimini Protokoll покажут похожую работу. Для Situation Rooms Штефан Кэги, Даниэль Ветцель и Хельгард Хауг (авторы идеи) поговорили с двумя десятками людей, которым пришлось однажды соприкоснуться с войной или оружием: попасть под обстрел, оказаться в зоне падения баллистической ракеты, целиться в кого-то самому. В комнатах, воссозданных по их описаниям, зрителям предстоит пережить ситуации, травмировавшие героев, буквально оказавшись в их шкуре, с помощью планшета, оснащенного программой дополненной реальности, и наушников.
«Юбилейное кабаре» Людмилы Петрушевской
Дата: 3 и 4 августа
Время: 20:00
Место: ВДНХ, павильон «Дом культуры» (строение 84)
Вход по билетам
Людмила Петрушевская, недавно отметившая свой 80-летний юбилей, выступит на фестивале «Вдохновение» со своим «Юбилейным кабаре». В программе — перевоплощения в Марлен Дитрих и Эдит Пиаф, дерзкую старушку и девочку-сиротку, а также песни и декламация текстов, живая музыка и добрый юмор, присущий ее пьесам, рассказам и повестям.
Петь Людмила Петрушевская начала чуть больше 10 лет назад. В 2010 году вышел первый альбом ее авторских песен, а двумя годами позже — второй. Сегодня у Петрушевской-певицы не меньше поклонников, чем у Петрушевской-писательницы и драматурга. Со своим «Юбилейным кабаре» она объездила почти весь свет: выступала в Нью-Йорке, Будапеште, Лондоне и Сан-Паулу.
Waterlitz театра Generik Vapeur (Франция)
Дата: 27–29 июля
Время: 21:00
Место: ВДНХ, площадь Промышленности
Вход свободный
Еще один французский уличный театр под названием Generik Vapeur покажет на ВДНХ свой спектакль, который является их визитной карточкой. Тревожный и красивый Waterlitz — это 19-метровая конструкция из восьми контейнеров, позаимствованных в морском порту, которая становится ареной для рискованных акробатических трюков и вертикальных танцев, сдобренных видеопроекцией и фейерверками. За час артисты успевают рассказать о катастрофах мировой истории, экологических проблемах и ночных кошмарах, которые одолевают жителя современного мегаполиса.
Театральная компания Generik Vapeur образовалась в 1984 году силами рок-певицы Кати Аврам (она до сих пор отвечает за музыкальную составляющую всех спектаклей) и артиста и режиссера Пьера Бертело. Они черпают вдохновение в индустриальных пейзажах и заводском грохоте, остаются верными стилю 1980-х годов и идут в ногу с ведущими уличными театрами мира.