Там любил бывать Рахманинов: история и современность особняка на Арбате

22 февраля 2022
Городское пространство

Название Денежного переулка, одного из многочисленных переулков Арбата, связано со слободой, где c XVIII века жили граверы и чеканщики царских монет. Переулок за несколько сотен лет назывался Покровским, Плещеевым, Ермоловским, а снова Денежным он стал лишь в 1994 году.

Его протяженность — всего 600 метров. На этой небольшой территории расположился целый ряд старинных зданий — доходных домов, усадеб, построенных знаменитыми архитекторами своего времени. Одним из наиболее примечательных строений переулка является дом под номером 13, известный сегодня как жилой дом Боля — Гутхейля.

Его история началась в 1839 году, когда на этом месте появилось одноэтажное деревянное здание из бревен, отесанных изнутри, на каменном фундаменте. Это был характерный для того времени образец небольшого жилого дома, выстроенного в стиле ампир. Внутри устроили анфиладу из трех парадных помещений, а в задней части дома находились три жилые комнаты, стены которых были оклеены бумажными обоями. Остатки этих обоев удалось обнаружить в 2010 году при проведении натурных исследований.

В 1887 году участок приобрел коллежский секретарь Н.К. Боль. По его заказу московский архитектор Владимир Гаврилов существенно перестроил здание. Главный вход устроили в середине центрального фасада, вместо антресолей появился мезонин с небольшим балконом, а фасады украсили лепным декором с элементами классицизма. По периметру особняк опоясали венчающими профилированными карнизами, а декоративные элементы — аттики — над главным входом и арочным окном справа по главному фасаду завершили его живописный силуэт.

Внутренняя планировка в результате перестройки также подверглась изменению. Одно из парадных помещений стало вестибюлем, но анфиладный принцип сохранился. Внутренний декор выполнили в стиле классицизм.

В 1892 году владельцем особняка становится Карл-Фридрих Гутхейль — почетный гражданин, московский купец второй гильдии и владелец нотного издательства. Он был близким другом композитора Сергея Рахманинова, который неоднократно посещал этот дом в 1890-е годы.

В начале ХХ века, уже при новом хозяине, владение приобретает доходный характер — помещения сдаются внаем. Внешний вид также меняется — на северной торцевой стене появляются две пилястры, а карниз дополняется нижним рядом из лиственного орнамента в стиле модерн.

После революции здание национализировали. Некоторое время в нем располагались государственные учреждения, позднее — коммунальное жилье. В связи с этим был расширен подвал, со стороны двора сделан еще один вход, а внутри оборудованы дополнительные перегородки.

К 1960 году фасад особняка лишился балкона. Кроме того, были разобраны печи, как на первом этаже, так и в мезонине. В 1980 году дом расселили, приспособили под административные нужды и передали в ведение Министерства иностранных дел. В это время на фасадах появились чужеродные лепные детали, а некоторые стены, перегородки и потолки обшили гипсокартоном.

Реставрация и воссоздание 

К моменту начала реставрации в 2016 году особняк Боля — Гутхейля находился практически в аварийном состоянии. Основной задачей, стоявшей перед специалистами, являлось сохранение объемно-пространственной композиции строения, элементов декора, а также воссоздание утраченных декоративных элементов.

Несмотря на неудовлетворительное состояние здания, внутри сохранились ценные элементы отделки парадных и жилых помещений — карнизы, центральные потолочные розетки и угловая лепнина плафонов, две двустворчатые филенчатые двери, дубовые паркеты в северных помещениях.

Реставраторы укрепили несущие конструкции, вернули фасадам первоначальное цветовое решение и архитектурно-художественное оформление, включая фигурные аттики с картушами и венчающий карниз. Со стен и потолков особняка убрали гипсокартон.

Были раскрыты исторические проемы, воссозданы внутренние деревянные двери с декоративными филенками, деревянный тамбур, дубовый паркет парадного зала. Столярные заполнения с мраморными подоконниками также были воссозданы по историческим материалам, а потолочные карнизы и розетки — отреставрированы.

Удалось воссоздать и историческую печь в прихожей, лестницу в подвал и парадную лестницу в мезонин с деревянными ступенями по металлическим несущим элементам — косоурам.

В 2017 году особняк Н.К. Боля — К.А. Гутхейля стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «Лучший проект реставрации/приспособления», «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ» и «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события
Бесплатно

Театральное искусство для дошкольников в саду имени Баумана

22 января30 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies