В сентябре на схеме метро Москвы появилась новая, 16-я, изумрудная линия — Троицкая. В будущем она станет одним из самых протяженных радиусов метрополитена и самым большим за МКАД. Ветка длиной более 43 километров с 17 станциями пройдет от ЗИЛа до Троицка.
Сейчас открыт первый участок со станциями «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». По традиции московского метро облик каждой из них уникален. Корреспондент mos.ru поинтересовался у архитекторов, какие идеи они закладывали в дизайн и какие технологии применили впервые в истории столичного метростроения.
«Новаторская» расположена на Ленинском проспекте рядом с пересечением улиц Удальцова и Новаторов и имеет пересадку на одноименную станцию Большой кольцевой линии. Она «вдохновлена» своей соседкой: в ее дизайне тоже сделан акцент на сочный оранжевый цвет. И все же они не повторяют друг друга. В эпоху рекордного строительства московского метро разработать индивидуальный дизайн для каждой новой станции — непростая задача. В поисках идеи обращаются к прошлому и настоящему района. Иногда «ухватываются» за архитектурное окружение станции. Так случилось и с радиальной «Новаторской».
«Окрестности станции по вечерам горят множеством огней: это светятся окна в высоких жилых домах. Мы решили обыграть тему московских окон. На станции их символизируют светодиодные светильники в нишах кессонов оранжевого цвета. Подобное можно заметить в храмовой архитектуре: окна маленькие, но их откосы развернуты, чтобы впустить внутрь больше света. Путевые стены в верхней части воспроизводят рисунок потолка — они обшиты алюминиевыми сотовыми панелями, анодированными в оранжевый и светло-серый оттенки. Это новый прием для московского метро, мы впервые связали потолок и стены в одну композицию. Кстати, анодирование не только придает алюминию цвет, но и сохраняет его металлический блеск. Мы выступаем за архитектурную честность, подчеркиваем свойства материала, а не имитируем какой-либо другой», — поделился главный архитектор отдела архитектуры подземных сооружений проектного института холдинга «Мосинжпроект» Сергей Каретников.
Облицованные светло-серым гранитом колонны открываются по-новому с разных ракурсов. Со стороны центра платформы на плитах высечены каннелюры (вертикальные углубления). Сбоку колонны они плавно рассеиваются, со стороны путей плиты гладкие.
Камень для «Новаторской», как и для других станций Троицкой линии, добывали из российских месторождений. Колонны и пол в зале отделаны светло-серым гранитом с Урала, нижняя часть путевых стен — карельским габбро-диабазом, стены вестибюля и переходов — белым саянским мрамором. В отличие от коелгинского, среди саянского можно найти камень без природного рисунка, что было важно для архитекторов. Они не хотели нарушить графичность дизайна.
Игра форм и магия цвета: архитекторы — о концепциях, идеях и секретах самых красивых новых станций БКЛПолюбоваться естественной красотой металла: какие станции БКЛ выполнены в стиле лофтПри отделке станций БКЛ использовали уникальные для метростроения материалы
Вторая станция пускового участка в начале строительства носила рабочее название «Улица Академика Опарина» — в честь одноименной улицы, на которой она расположена. Первый архитектурный проект отражал академичность района: вблизи станции находится Российский университет дружбы народов, Российский геологоразведочный университет, Институт биоорганической химии Российской академии наук, Институт русского языка имени А.С. Пушкина, Исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова.
«Образование и наука легли в основу дизайна. Мы создали образ философского сада: в Древних Афинах философы гуляли с учениками под увитыми зеленью перголами, обсуждая вечные вопросы. Станция напоминает перголу, в ней колонны — это опоры навеса, кессоны разного размера на потолке — его секции. Кессоны окрашены в светло-серый, салатовый и голубой оттенки: будто дневной свет пробивается сквозь растения, и видно чистое небо. Когда станцию переименовали в “Университет дружбы народов”, проект не претерпел серьезных изменений: тема научной прогулки не противоречила студенческой тематике», — отметил Сергей Каретников.
Следуя за «Новаторской», станция использовала ее экспериментальный прием: верхняя часть путевых стен поддерживает рисунок потолка, она обшита разноформатными алюминиевыми сотовыми панелями. На уровне вагонов стена отделана голубыми панелями, ниже — габбро-диабазом. Колонны облицованы серым мрамором, пол — серым гранитом.
«Университет дружбы народов» украсили две мозаики из художественного стекла —смальты. На первой, которая расположена над эскалаторным спуском, изображены студенты из разных стран. Девушка в центре держит солнце, символизирующее свет знаний. Композиция в пешеходном переходе посвящена городам, ставшим образовательными центрами мира. На мозаике представлены их символы: на ней можно увидеть Кремль, высотку на Котельнической набережной и Останкинскую башню Москвы, «Медного всадника», Исаакиевский собор и Дворцовый мост Санкт-Петербурга, Запретный город Пекина, собор Парижской Богоматери и Эйфелеву башню Парижа, статую Христа в Рио-де-Жанейро, Тауэрский мост Лондона. Автор обоих панно — художник Максим Козлов, лауреат архитектурной премии Москвы 2023 года за работу над мозаиками на станции «Нагатинский Затон».
Мифология подземного города: как создается дизайн станций московского метроСпортсмены, демонстрации и дух праздника: как создавали панно о 800-летии Москвы на станции метро «Яхромская
В Теплом Стане увековечена память Ивана Тюленева — военачальника, под командованием которого советская армия отстояла Кавказ и освободила часть Кубани в Великую Отечественную войну. Его имя дали одной из улиц. А поскольку станция Троицкой линии обосновалась как раз на ней, с названием определились сразу — «Генерала Тюленева».
Чтобы расшифровать дизайн станции, следует обратиться к биографии полководца. Он начинал службу в русской императорской армии, затем отличился в Первую мировую войну (и был награжден четырьмя Георгиевскими крестами), участвовал в Гражданской войне на стороне красных. За успехи в Великой Отечественной получил звание Героя Советского союза. Его история отразилась в цветовой гамме станции.
«Станция окрашена в цвета георгиевской ленты. Эта лента появилась при учреждении ордена Святого Георгия в 1769 году, а в СССР стала символом воинской доблести и Дня Победы. Потолок и путевые стены покрыты треугольными светло-серыми алюминиевыми панелями. Их разрезают косые черно-оранжевые линии. Пол выполнен из серого гранита и габбро-диабаза, уложенного по диагонали: таким образом, косые линии потолка, стен и пола перекликаются. Круглые колонны тоже облицованы габбро. Станция выглядит асимметричной, динамичной, что ассоциируется в том числе со скоростью движения и развития московского метро», — рассказал заместитель начальника отдела архитектуры подземных сооружений проектного института холдинга «Мосинжпроект» Александр Вигдоров.
Над эскалатором возвышается витраж, разделенный на шесть полотен. Его также создал художник Максим Козлов. Полотна объединены сквозной темой — преемственностью отечественной армии. На них изображен воин на лошади в Гражданскую войну, бойцы в Великую Отечественную, сбитый советским истребителем немецкий бомбардировщик, современный офицер как наследник побед русской армии. И, конечно, генерал Тюленев.
Авиация, история, наука: каким темам посвятили оформление новых станций метроПодземные дворцы. Чем уникальны станции Кольцевой линии столичного метро
Оформление следующей станции посвящено русской поэзии. Изначально проектируемую в поселке Мосрентген (ТиНАО) станцию назвали «Славянский мир». Отсюда был выбран народный стиль в дизайне: русские орнаменты, изображения сказочных зверей. Но жители попросили переименовать ее в «Тютчевскую», так как она находится вблизи усадьбы Троицкое, которая в XIX веке принадлежала отцу поэта Федора Тютчева. Проект изменился: в него заложили эстетику экспрессионизма.
«Характерной чертой экспрессионизма (от латинского expressio — выражение) стало эмоциональное состояние автора. В облике станции мы противопоставили стекло и металл природному камню. Пол украшают наклонные линии из габбро-диабаза. Такие же линии есть на стенах: темно-серый фон пересекают светлые алюминиевые панели. На них разбросаны строки из известных стихотворений Тютчева. Впервые в столичном метростроении колонны отделали стеклом, привнеся в дизайн воздушность (свойственную и творчеству поэта). За стеклом видны трубы, внутри которых проложены кабели. Это напоминает пассажирам, что метро — технически сложное сооружение. Мы стремились провести параллель между новаторством поэзии Тютчева и архитектурным новаторством», — отметил начальник отдела архитектуры подземных сооружений проектного института холдинга «Мосинжпроект» Владимир Бутурлинцев.