В «Мультимедиа-арт-музее» открылась ретроспектива фотографий Всеволода Тарасевича, на которой представлено более 300 работ, сделанных классиком советской фотографии в течение 40 лет, — от первых фронтовых снимков до перестроечных репортажей 1980-х. Самым плодотворным временем работы Тарасевича стала оттепель. Его любовь и искренний интерес к человеку, отказ от постановочной съемки и желание запечатлеть жизнь как она есть сделали его одним из главных фотографов этой эпохи.
Всеволод Тарасевич вошел в профессию во время войны. С 1941 по 1945 год он работал военным фотокорреспондентом сначала Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов. В негативах сохранилось не много его военных снимков — в основном из серии «Ленинград в блокаде». Именно во время войны закладывается гуманистическое мировоззрение Тарасевича — позже это сделает его главным выразителем идей оттепели в фотографии.
При взгляде на эту фотографию 1966-го сложно отделаться от ассоциаций с фильмом Марлена Хуциева «Июльский дождь», снятым, кстати, в том же году. Снимок, сделанный на вечерней московской улице, с фильмом роднит не только тема дождя: композиция фотографии напоминает первые кадры фильма, в которых главная героиня Лена идет по городу под радостное попурри из музыкальных радиопередач. Вряд ли фотограф намеренно добивался этого сходства. Юноша и девушка, стоящие под зонтом, застигнуты камерой врасплох. И Хуциев, и Тарасевич формировали эстетику советских 1960-х, основывавшуюся на честности, искренности и простоте.
Стремление к естественности снимка порой заставляло Тарасевича нарушать привычный ход вещей и даже личные границы людей, которые попадали в его объектив. Например, это фото Дмитрия Шостаковича было сделано без ведома композитора — пока он отдыхал после концерта. На нем он дирижировал оркестром, исполняющим его Двенадцатую симфонию. Решив не делать, как остальные фотографы, банальный парадный портрет композитора на сцене, Тарасевич прошел за кулисы и снял спящего Шостаковича, заглянув в приоткрытую дверь. Фотография, без слов рассказавшая все о колоссальном труде дирижера, стоящем по ту сторону от рукоплещущего зала, стала одним из самых известных снимков композитора.
Хрущевская оттепель — это не только поиск новой искренности, но и время подъема общественного интереса к науке. В это десятилетие были сделаны многие ключевые открытия века: спуск на воду первого в мире атомного ледокола, запуск в космос спутника, полет Юрия Гагарина, возобновление работы ученых-генетиков. Советский человек смотрел в будущее если не с абсолютной уверенностью, то с глубоким интересом. Студенты и ученые становятся главными людьми эпохи и героями снимков Тарасевича. С конца 1950-х до 1970-х он сделал большое количество серий снимков в главных центрах научной мысли — Московском университете, новосибирском Академгородке, Институте биологической физики РАН в Пущине, Институте высоких энергий в Протвине, Научном центре РАН в Черноголовке.
В далекий сибирский рабочий город Норильск, в котором жизнь подчинена особому суровому климату, Всеволод Тарасевич приезжал несколько раз в течение 1960-х и 1970-х. До 1953 года город имел статус спецпоселения. Главное градообразующее предприятие — Норильский комбинат строился силами заключенных, отбывающих наказание в местном трудовом лагере. На снимках Тарасевича Норильск предстает после ХХ съезда КПСС и последовавшего за ним закрытого заседания Центрального комитета, положившего конец сталинской эпохе и начало — короткой, но яркой эпохе оттепели. Это город с человеческим лицом — лицом рабочего, спешащего на работу через утреннюю метель, ребенка, играющего на детской площадке, молодой женщины, смеющейся на праздничном вечере.