В первый понедельник октября отмечают Всемирный день архитектуры. В этот праздник рассказываем об одной из династий архитекторов, две представительницы которой связали жизнь и с педагогикой: благодаря им множество детей могут познакомиться с удивительной профессией архитектора. Нона Азнавурян — директор детской художественной школы имени В.Ф. Стожарова, заслуженный работник культуры России, член Союза московских архитекторов, ее дочь Татевик Сафразбекян — директор школы искусств «Старт», профессор Международной академии архитектуры. А внучка Ноны Степановны и дочь Татевик Геворковны Анна Овакимян недавно окончила архитектурную школу и намерена продолжать семейные традиции.
Династия берет начало с Альфреда Сафразбекяна, свекра Ноны Азнавурян. Он руководил управлением градостроительства Госкомархитектуры Госстроя Армянской ССР (1975–1991), входил в международную комиссию по устранению последствий землетрясения в Армении. По словам Ноны Степановны, этот выдающийся специалист всегда напоминал своим ученикам, как важно бережно относиться к культурному наследию и комплексно подходить к решению современных задач.
Среди важнейших зданий Альфреда Сафразбекяна — приборостроительный завод, административный корпус завода «Хромпик» и изотопная лаборатория Института физиологии животных в Ереване, трикотажная фабрика в Кировакане, винохранилища треста «Арарат» в Анастасаване и Шаумяне, хлебозаводы в Алаверди, Камо и Кафане.
Сын Альфреда Сафразбекяна Геворк, муж Ноны Степановны, пошел по стопам отца и тоже стал архитектором. После окончания вуза они с супругой, молодые специалисты, начали работать в проектном институте «Армгоспроект» — попали в одну из лучших мастерских. Первой работой Геворка Сафразбекяна в группе архитекторов стали пионерский лагерь и многоуровневая каскадная лестница спортивно-концертного комплекса.
На протяжении своей карьеры Геворк Сафразбекян занимался очень разноплановыми проектами — архитектурными и урбанистическими. Среди них — пансионаты и пионерские лагеря, проекты детальной планировки для городов и поселков городского типа, реконструкция Разданской ГРЭС, Дом творчества союза художников в Дилижане, жилые дома и общественные здания в Москве и Подмосковье, реконструкция особняка на Старой Басманной улице и многое другое.
«Все знания и навыки, глубокую философию профессии архитектора, созидателя, которые нам дали наши прекрасные наставники, мы стараемся передать детям и внукам. Они могут стать четвертым поколением архитекторов в семье и продолжить династию», — говорит Нона Азнавурян.
Нона Азнавурян — заслуженный работник культуры России и почетный работник культуры Москвы, член Союза московских архитекторов, член-корреспондент Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), член экспертной группы научно-методического совета по художественному образованию при президиуме Российской академии художеств, член экспертной группы по вопросам совершенствования образовательных программ в области «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное творчество», «Архитектура», «Дизайн» при Минкультуры России, член президиума совета директоров образовательных организаций дополнительного образования, подведомственных Департаменту культуры Москвы.
На счету Ноны Степановны — масса воплощенных архитектурных проектов, в том числе реконструкции особняка княгини Кшесинской в Кисловодске и кинопавильона в Вильнюсе, перепланировки и оформления интерьеров музея и камерного зала Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Фридерика Шопена, дизайн музея Станиславского в детской музыкальной школе имени Н.А. Алексеева.
С 2018 года Нона Азнавурян возглавляет детскую художественную школу имени В.Ф. Стожарова. А в 2013-м под ее руководством разработали дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу «Архитектура» — с тех пор новое направление открылось в 330 образовательных учреждениях по всей стране. Ноне Степановне удается совмещать управление школой с любимой педагогической работой. По ее словам, сочетать административные задачи с проектированием и преподаванием не так сложно, если использовать в работе системный проектный подход, свойственный профессии архитектора: мыслить объемно, выделять главное и расставлять приоритеты.
«Путь становления архитектора сложный и долгий, но очень интересный и насыщенный. Это постоянный процесс проектирования и созидательного труда, общение с коллегами, владение огромным количеством информации. Поэтому хороший архитектор — по-настоящему многогранная творческая личность», — считает Нона Азнавурян.
Татевик Сафразбекян рисовала с детства, участвовала в конкурсах и выставках. Но когда пришло время выбирать профессию, она некоторое время сомневалась — после учебы в музыкальной школе ее привлекала работа звукорежиссера. Однако семейная атмосфера взяла свое. «Когда с пеленок вращаешься в творческой среде, общаешься с талантливыми архитекторами, наблюдаешь, как разрабатывают свои проекты родители, это не может не повлиять на выбор», — говорит Татевик Геворковна.
В 2005 году она окончила Московский архитектурный институт, уже на последних курсах начала работать по профессии. После завершения учебы Татевик Сафразбекян в команде других архитекторов создавала разнообразные проекты — от набережной морского порта в Санкт-Петербурге и жилых домов в Москве, Московской области и Краснодарском крае до реконструкции усадьбы промышленников Павловых в Глазовском переулке (дом 4, строение 8).
Преподавать черчение в детской школе искусств «Старт» Татевик Сафразбекян начала в 2008 году, в 2013-м стала там методистом, а в 2018-м — директором учебного заведения. Передачу опыта и знаний новым поколениям она считает одной из своих важнейших задач. Под руководством Татевик Сафразбекян школа в 2022 году получила награду общероссийского конкурса Минкультуры России (лауреат I степени регионального этапа конкурса «Лучшая детская школа искусств»).
В 2019 году Татевик Геворковна разработала и провела авторский курс «Урбанистика и культурология города» для магистрантов программы «Стратегическое управление городом» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Также она возглавляет центр профессионального мастерства Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства. В 2017 году Татевик Сафразбекян получила благодарность Мэра за большой вклад в развитие культуры и добросовестный труд.
«Самое сложное в работе архитектора — это осознать, что ты действительно хочешь и можешь им быть, что сможешь работать и руководить архитектурной мастерской, создавать новые актуальные проекты. Лучшее в нашей профессии — процесс созидания и творчества, перехода от идеи концепции к реализации. А еще — возможность постигать азы других профессий, имея фундаментальные знания в области архитектуры», — рассуждает Татевик Сафразбекян.
Совмещать работу в школе, проектирование и преподавание Татевик Геворковне помогает, конечно же, умение распределять время и ресурсы, но самое главное — желание развивать детское творчество. Ей очень важно, чтобы как можно больше детей могли реализовать себя и, если у них будет желание, приобщиться к замечательной профессии архитектора.
Тем, кто приходит в школы искусств, Татевик Сафразбекян советует наслаждаться творческим процессом, фантазировать и мечтать. А навыки рисования и пространственного мышления, полученные во время учебы, дадут отличную базу для развития в любом творческом направлении, помогут решать разнообразные профессиональные задачи. По словам Татевик Геворковны, в школе «Старт» стараются, чтобы педагог и ученик были равнозначными участниками диалога, учат детей самостоятельно применять теоретические знания, а при необходимости — находить нестандартные подходы.
От первого взмаха кистью — к выставкам: как московские художественные школы развивают таланты детей
Что касается самой младшей представительницы династии Анны Овакимян, то она только в самом начале профессионального и творческого пути, но намерена продолжать семейное дело.
«С раннего детства я нахожусь в среде архитекторов, постоянно слышу бурные обсуждения проектов, вижу их реализацию, наблюдаю за работой. Мне, маленькой девочке, всегда позволяли пользоваться профессиональными инструментами: чертить рапидографами деда, циркулем из готовальни прадеда и маркерами бабушки, рисовать на планшете мамы. Погружение в такую среду формирует мощное творческое начало», — говорит Анна.
В 2023 году Анна Овакимян стала лауреатом I степени на конкурсе грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства в номинации «Архитектура и дизайн».