Уже более четверти века каждое лето в Государственном Дарвиновском музее проходит выставка «Бестиарий», на которой представляют свои новые работы художники-анималисты. Экспозиция, посвященная реальным и фантастическим флоре и фауне, объединяет мастеров с именем и начинающих авторов. Лучшие экспонаты часто остаются в фондах Дарвиновского музея. Таким образом продолжается традиция коллекционирования произведений анималистики, начатая его основателями Александром Котсом и Надеждой Ладыгиной-Котс. Недавно «Бестиарий» открылся в 27-й раз.
Придумал «Бестиарий» Петр Хохловкин — председатель выставочного комитета скульптурной секции Московского союза художников и Объединения московских скульпторов, художник-анималист, чьи работы хранятся в коллекциях российских и зарубежных музеев. Он курирует все выставки проекта начиная с 1995 года.
«Бестиарий — это средневековая книга по естествознанию, собрание иллюстраций и описаний животных. В ней реальные и вымышленные животные часто располагаются на одной странице — змеи, драконы и василиски, лошади и единороги. Многим реальным животным в ней приписываются невероятные свойства. Например, в описании пантеры указано, что она обладает удивительно приятным запахом, поэтому все звери любят ходить по тропам, где прошла она. Это собрание фрагментарных взглядов будит фантазию и любознательность. В основном наши зрители — дети, они как раз любят интересные истории», — рассказывает Петр Хохловкин.
Куратор «Бестиария» не сторонник жесткого отбора и строгих рамок. Анималистических выставок очень мало, поэтому участникам можно дать свободу. «Свойство именно анималистических выставок — максимальная искренность, — считает он. — Равнодушный человек не может изображать животных. Обычно этим занимаются люди, которые испытывают к животным чувство искреннего восхищения и любви».
За годы существования проекта в нем приняли участие более 150 художников. Участники признаются, что для них «Бестиарий» стал клубом по интересам, где раз в год встречаются единомышленники. Важный момент: работы известных художников обязательно соседствуют с произведениями тех, кто только начинает свой творческий путь. Часто после участия в выставке на молодых авторов обращают внимание, принимают в профессиональные союзы. Георгий Смирнов, председатель Объединения московских скульпторов, — один из тех, кто впервые принял участие в «Бестиарии» еще начинающим художником в начале 2000-х. Сегодня он вспоминает об этом с ностальгией.
«В то время на “Бестиарии” выставлялись такие мэтры анималистического жанра, как Андрей Марц, Алексей Цветков, Александр Белашов. Но мои работы также взяли. Начинающим художникам крайне важно иметь площадку, где можно посмотреть со стороны на свои произведения и сравнить их с другими, услышать советы именитых мастеров», — говорит Георгий Смирнов.
Каждый год выставка проходит в оранжерее, расположенной на пятом этаже музея. Звери и птицы, созданные художниками, органично смотрятся среди тропических растений. В этом году в «Бестиарии» участвуют 120 авторов.
Как выглядел средневековый бестиарий, можно увидеть на примере серии работ Luttrell psalter («Псалтырь Латрелла») художницы Марии Богатырь. Это посвящение одноименной средневековой рукописной книги Ветхого Завета, созданной в первой половине XIV века неизвестными художниками по заказу британского помещика Джеффри Латрелла. Подлинная Псалтырь Латрелла хранится в коллекции Британской библиотеки в Лондоне. На страницах этой богато иллюстрированной книги можно найти немало изображений фантастических животных — драконов, единорогов, василисков. Именно их перенесла художница на керамические пластины. На стене оранжереи они выглядят как обрывки старинных страниц.
Рядом с фантастическими зверями Марии Богатырь — работы Анны Филипповой. Серия «Дикие», созданная в стилистике традиционных русских изразцов, представляет верблюда, оленя, льва и собаку.
Среди работ, посвященных фантастическим животным, в экспозиции «Бестиария» в этом году скульптура из серии «Крокодил превращается в человека» Вари Даревской — человеческая фигура с зелеными волосами и лапами крокодила, играющая на горне. Художница называет свою работу керамическим юмором и поясняет: бывший крокодил так тоскует по длинной морде, что решает компенсировать ее отсутствие хотя бы музыкальным инструментом. С крокодилом-горнистом соседствуют другие скульптуры: «Химера» Ирины Головко, будто сошедшая со стены собора Парижской богоматери, «Лютый зверь» Андрея Илларионова — диковинное существо из русских былин, «Тотем» Александра Трунова — голова невиданного зверя, «Чудак» Николая Беланова — то ли животное, то ли человек с рыбьей головой, «Лев» Георгия Молчановского, у которого, кажется, вот-вот вырастут крылья.
С новой стороны зрители могут открыть для себя известного мастера-анималиста Владимира Заботкина, который виртуозно работает с бронзой и камнем. Его «Леший» выполнен в несвойственной для художника авангардной манере. Образ мифологического хозяина леса создан с помощью точильного камня, свечного огарка, кусочка рогожи и гвоздя.
О чем думает зверь? Таким вопросом задался Николай Наумов — авангардный художник, который любит метафизические сюжеты. Так родилась скульптура «Зверь. Внутренний мир» — будто разрезанное пополам существо с ярко-оранжевой шкурой. Его внутренний мир непостижим для человека: заглядывая внутрь, мы видим лишь физиологию — съеденных рыбок, которые перевариваются в желудке, лежащих в утробе детенышей.
Работ, посвященных реальным животным, на выставке больше. Впрочем, многие из них кажутся человечными. Например, у входа гостей встречает работа керамиста из Хотькова Ирины Бабодей — большой заяц с мордочкой, которую хочется назвать лицом. Заяц сделан из белого фарфора в выработанной художницей авторской стилистике: изображениям животных она добавляет немного человеческих эмоций. Бронзовая скульптура Рамиля Шарибзянова «Смотри и слушай в оба» тоже посвящена зайцам.
Среди оранжерейных растений есть и «Цветок лука» — скульптура Екатерины Яковлевой. Художница увеличивает привычные растения в размерах и заставляет посмотреть на них по-новому. Татьяна Пименова изваяла детеныша зебры, а московский керамист Наталья Полянская — качающихся на волнах чаек.
Петр Хохловкин представил на выставке своего «Байкальского бокоплава» — керамическую скульптуру в виде маленького ракообразного, эндемика Байкала. «Выглядит бокоплав фантастически: весь в шипах, с большим количеством ножек, — говорит автор. — Я увидел его на видео и фотографиях и решил повторить в керамике, значительно увеличив в размерах».
«Птицы» Константина Мамонтова — абстрактная минималистичная скульптура, похожая на силуэты летящих птиц и одновременно на птичьи головы с длинными шеями и клювами. «“Птицы” — это тот случай, когда работа превращается в знак и становится символом, — считает Георгий Смирнов. — К такой свободе и легкости стремятся многие художники, но в совершенстве это получалось только у древних в наскальной живописи».
Художник-анималист Дмитрий Воронин, работающий в жанре графики и станковой скульптуры, — признанный мастер своего дела. Он работает с деревом и виртуозно украшает скульптуры инкрустацией. На выставке можно увидеть его работы «Кузовок» и «Котенок».
Некоторые участники «Бестиария» приходят к анималистике окольными путями. Например, скульптура «Пингвины» Дмитрия Клавсуца получилась практически случайно. Мастер работает в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Когда он трудился над памятником русскому исследователю Арктики адмиралу Федору Литке, ему понадобилось изобразить пингвинов. Птицы получились настолько удачно, что их включили в экспозицию «Бестиария».
Малый зал традиционно отводится персональной выставке одного из постоянных участников «Бестиария». В этом году им стал Артем Власов — скульптор-анималист, хозяин нескольких домашних питомцев и большой любитель певчих птиц. Мастер работает в основном с фарфором и бронзой и мастерски передает образ любого живого существа в движении. Его бронзовый гепард касается земли всего одной лапой и почти летит.
Художник работает в реалистичном стиле, изучая движения и повадки своих моделей, поэтому животные в его исполнении всегда хорошо узнаваемы. Главным в творчестве Власов считает поиск архетипа живого существа, а искусство воспринимает не как средство самовыражения, а как способ познания окружающего мира. Лепит он почти всегда с натуры.
«Артем берет от натуры самое главное и трансформирует в художественное видение. Художники-анималисты работают по-разному: кто-то не может без натуры, а кому-то достаточно фотографии или видео. Кое-кто из мастеров идет в зоопарк, чтобы посмотреть на животное, вдохновиться и пойти работать. В творении художника важна не правда, а то, что вызывает эмоции», — считает Петр Хохловкин.
Один из экспонатов мини-выставки Артема Власова куратор любит особенно. Это сова из дерева, похожая одновременно на птицу, зверя и уставшего человека. Петр Хохловкин считает ее еще чем-то вроде автопортрета художника. «Все хорошие работы чем-то похожи на своих авторов, потому что авторы живут в своих произведениях, — говорит он. — Это добавляет им очарования. Более того, если работа чем-то неуловимо похожа на создателя, это всегда очень хорошо: значит, человек вкладывался, когда делал ее».
Кстати, Артему Власову прекрасно удаются и изображения людей, в частности философов. В 2009 году его памятник Николаю Федорову был установлен в городе Боровске перед городской библиотекой и краеведческим музеем. А в 2010-м слепленный им бюст Алексея Лосева, отлитый позже в бронзе, появился в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» на Арбате.
Выставка «Бестиарий» продлится в Государственном Дарвиновском музее до 7 августа. Увидеть экспозицию можно в выставочном зале № 11 (оранжерея).
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024