На территории ВДНХ инженеры и реставраторы возвращают первоначальный облик павильонам, перестроенным в советское время. Зачастую приходится собирать образ здания из отдельных фрагментов, как мозаику или пазл, по архивным чертежам и фотографиям. Иногда во время работ обнаруживают художественные сокровища.
Какие-то павильоны готовы и открыты для посетителей, другие пока спрятаны за лесами и фасадными сетками. Например, павильон № 15 «Поволжье» («Радиоэлектроника и связь»), № 30 «Масличные культуры» («Микробиологическая промышленность») и № 5 «Латвийская ССР» («Физика»). Рассказываем, как вернуть декору советские цвета, из чего делают колонны и зачем иногда приходится перебирать стены.
В строительном штабе павильона № 15 на полках, как в археологическом музее, выложены куски гранита, керамики, облицовочной плитки. Это образцы материалов, из которых строили «Поволжье» в 1950-е годы. Сейчас реставраторы должны найти аналоги.
«Непростая задача. Особенно сложно работать с витражными фрагментами. Цвет их обрамления утрачен на 90 процентов — его нужно воссоздавать. Проблема в том, что сегодня метод нанесения краски на металлическое обрамление витражей неизвестен, а получить подобные цвета из современных красителей не всегда возможно. Но была разработана методика для воссоздания колористических особенностей обрамления этих витражей», — рассказывает куратор Департамента капитального ремонта Москвы по реставрации павильонов ВДНХ № 15 и 30 Игорь Пурынов, пробираясь через строительные леса.
Витражи когда-то украшали фасадные крылья «Поволжья». На синем фоне были изображены Сталинградская и Куйбышевская гидроэлектростанции. Из-под витражей били фонтаны, а вода стекала в бассейны, чаши которых были выложены из голубого стекла. Павильон в стиле сталинского ампира был посвящен героике сражений за Сталинград во времена Великой Отечественной и Гражданской войн (тогда город назывался Царицыным) и строительству ГЭС на Волге. Каждый зал был посвящен достижениям областей и республик Поволжья: Куйбышевской, Сталинградской, Астраханской, Ульяновской и Саратовской областей, а также Мордовской и Чувашской АССР. Был в павильоне и так называемый вводный зал.
«Плиток, покрытых голубым стеклом, осталось всего несколько десятков штук. Мы их сохранили и будем использовать при воссоздании бассейнов», — объясняет Игорь.
Пока реставраторам удалось подобрать гранит для восстановления стилобата — ступенек, которые вели к центральному входу в здание. Теперь они расчищают от пыли колонны в вводном зале павильона и восстанавливают отколовшиеся фрагменты.
«Колонны изготовлены из оселкового, или искусственного, мрамора, который наносится на бетонное основание. Здесь сложность в том, что часть из них из-за большего воздействия температур и солнечного света отличается по цвету от остальных», — говорит Игорь Пурынов.
Чтобы получить нужный цвет, реставраторы насыпают сухую гипсовую смесь разных оттенков в несколько слоев, затем заливают клеевым составом. После того как искусственный мрамор высыхает, из него вырезают круглый фрагмент, похожий на камень, датируют и нумеруют. Затем сравнивают этот фрагмент с частью колонны, которую нужно отреставрировать. Если цвет не подошел, повторяют процедуру.
Когда удается подогнать оттенок, восстановленный участок шлифуют оселком. В итоге выходит гладкая поверхность.
«Попробуйте найти отреставрированные участки!» — предлагает специалист. Пробуем — не получается.
Рабочие вернули на фасад 48 барельефов и сейчас воссоздают восемь боковых горельефов. Это солдаты в окопе, пехотинцы с лентами патронов, волжская крестьянка на поле. В 1958 году их демонтировали, когда меняли направленность павильона (он стал называться «Радиоэлектроника и связь»). Здание накрыли чехлом из алюминия в виде радиоприемника.
Все детали утраченного лепного декора реставраторы сначала изготавливают из гипса с помощью силиконовых форм. Затем по этим лекалам делают копии из бетона и с помощью лебедок поднимают под крышу.
«Мы установили, что цвет исторического фасада имеет кремовый оттенок, а лепной декор выделен более светлым — практически белым. Осталось вернуть на место остальные недостающие декоративные элементы и покрасить», — делится инженер по строительному контролю Петр Решетников.
Кстати, уже в процессе реставрации рабочие обнаружили в залах Саратовской, Куйбышевской, Ульяновской областей и Чувашской АССР под слоем штукатурки потолочные панно. Например, в потолочных плафонах залов Саратовской и Куйбышевской областей темперой на льняном холсте написаны колхозники, занятые сбором урожая и выгулом скота.
«Живопись сохранилась благодаря тому, что ее просто закрасили шпаклевкой. Сейчас мы все восстанавливаем. Роспись настолько хорошо удалось раскрыть, что осталось только затонировать. А оригинальный тон хорошо сохранился», — говорит Игорь Пурынов.
Открытие сделали реставраторы и в павильоне № 30 «Микробиологическая промышленность» (прежние названия — «Масличные культуры» и «Хлопок»). В делениях потолка (кессонах) первого зала под краской оказались росписи, изображающие цикл созревания хлопка — от бутона до коробочки, а также масличные растения — мак, горчица, лен. Была найдена живопись и в третьем зале.
«Встал вопрос, как сохранить эту живопись. Дело в том, что перекрытия, кровля — все из дерева. Оно прогнило за годы, произошла усадка. Для реставрации и укрепления стен пришлось отделять их от перекрытия, а кровлю с потолками устанавливать на пространственные леса», — вспоминает Игорь.
Стены павильона «Микробиологическая промышленность» уже привели в порядок, а у входа мастера отреставрировали дубовый фронтон 1954 года с вырезанными из ольхи и липы подсолнухами, клещевиной и прочими масличными. Эта часть павильона не очень сильно пострадала от времени: отсутствовали только отдельные лепестки, бутоны и листья. Теперь осталось восстановить тераццо на веранде — напольную мозаику из бетона с кусочками мрамора, переложенную стеклом и латунью. А также закончить реставрацию декоративного пола в портике, который состоит из четырех видов орнамента.
«Кроме того, мы в процессе работ обнаружили картуш над входом. Это что-то типа гипсового щита с советскими символами и призывом увеличить добычу хлопка в следующем году», — говорит он.
Специалисты планируют воссоздать фонтан в виде букета из масличных растений на прилегающей к павильону территории.
Еще один павильон — «Физика» (ранее — «Латвийская ССР») 1954 года. Он почти восстановлен: колонны, арки, резные деревянные двери, полукруглые окошки, будто в замках или костелах, 45 люстр на кессонированном потолке.
Как и в двух других павильонах, здесь нашли роспись на сельскохозяйственную тему: колосья, полевые цветы, дубовые листья.
«Осталось привести в порядок терразитовую штукатурку в технике бучардирования — сделать ее шероховатой, подобной той, что была в советское время. И положить на пол метлахскую плитку из обожженной глины. Такая была в 1950-е», — говорит начальник строительного участка павильона «Физика» Михаил Иванов.
Команда реставраторов даже жалеет, что скоро все закончится. «Мы ведь прикасаемся к прекрасному. Когда еще можно будет дотронуться до латунной люстры под куполом 15-го павильона или деревянной крыши 30-го?» — вздыхают они.
Здание павильона «Физика» будет готово к концу 2020 года. «Поволжье» и «Микробиологическая промышленность» откроются в 2021-м.
ВДНХ — это уникальное общественное пространство с 80-летней историей. Выставка объединяет 49 объектов культурного наследия, в том числе исторические павильоны и фонтаны.