Кремовые бумажные цветы «растут» прямо из стен, звучит музыка советских лет, а манекены облачены в наряды, принадлежавшие раньше известным балеринам, телеведущим, актрисам и просто модницам. В павильоне № 16 «Гидрометеорология» на ВДНХ модельер Александр Васильев представил «Весну и моду» — первую из трех экспозиций нового цикла выставочных проектов его музея моды. Москвичи и гости города смогут видеть экспонаты из его коллекции постоянно. Mos.ru он рассказал о том, какой путь пришлось пройти его детищу.
— Александр Александрович, чему посвящена выставка «Весна и мода»? Что будете показывать?
— Она рассказывает в основном о моде ХХ века и охватывает период от 1920-х годов до начала 1980-х, то есть приблизительно 60 лет. Мы показываем примерно 200 предметов. Все они в отличном состоянии, как будто никогда не покидали полок магазина. И это неудивительно, потому что в Фонде Александра Васильева работают 12 реставраторов, они постоянно следят за экспонатами.
— Кроме этой выставки, будут еще «Гламур 80-х» и «Пляжная мода». Эти темы — ваши любимые?
— Мы хотели выбрать сезонные темы. Сейчас весна, летом будет актуальна пляжная мода. «Гламур 80-х» откроется к Рождеству и Новому году, потому что там вечерние наряды.
— В вашей коллекции очень много экспонатов. Как вы среди такого множества выбирали предметы для этой выставки?
— Я хотел показать те вещи, которые еще не видели московские зрители. А еще атмосфера ВДНХ, стиль павильона подтолкнули меня к идее цветового решения, на которое я опирался при выборе. Дизайн павильона напоминает советский универмаг в 1960-е. Куратор выставки модельер Кирилл Гасилин помог расставить вещи, надеть их на манекены, выбрать цветовую гамму для каждого периода.
— Какой из экспонатов, представленных здесь, вам особенно дорог?
— Я люблю их все, отношусь к ним как к детям. Если у родителя их несколько, он всех любит одинаково. И мне очень трудно выбрать один или два. Вообще, в моем фонде 65 тысяч вещей, и это одна из самых больших в мире частных коллекций. Она выставлялась на всех континентах, кроме Африки.
— Вы говорили, что идея открыть собственный музей моды появилась у вас очень давно. Как вы шли к этому?
— Мне всегда казалось, что в таком большом городе, как Москва, уж точно найдется место и для моей огромной коллекции. Десять лет назад я открыл музей моды в Вильнюсе (там мне дали помещение под хранение), затем в Риге, после этого появился этаж моды с моей экспозицией в Баку, в Центре Гейдара Алиева. И вот наконец Москва, ВДНХ. Случилось то, о чем я мечтал столько лет.
— «Весна и мода» не первый ваш совместный проект с ВДНХ.
— Первые две выставки назывались «Сто лет моды в России» и «Кино и мода». Они пользовались огромным успехом, коммерчески окупились, публика нас горячо полюбила, и социальные сети были взорваны. Сегодня, к сожалению, это стало мерилом успеха.
— В Москве уже есть Музей моды, который находится в Гостином Дворе. Вы будете с ним сотрудничать?
— Конечно!
— В мире есть множество музеев моды: в Нью-Йорке, Риме, Праге, Париже, других городах…
— Я посетил их все, сам выставлялся в Париже, Марселе, Венеции. Это был очень хороший опыт. Вообще, первая поездка за границу запомнилась мне бережным отношением к материальной культуре. А у нас, я считаю, отношение к одежде какое-то языческое: многие россияне думают, что, как только кто-то умирает, надо поскорее выкинуть обувь, платья, шляпы, пальто этого человека, потому что в них якобы живет злой дух. Но если это пальто бабушки, какой же там может быть злой дух? Ведь бабушка-то была добрая. Это мешает осознать важность моды как искусства.
Конечно, обидно, что наш музей моды открывается только сейчас. Я считаю, его надо было открыть сто лет назад. И тогда он был бы сейчас не меньше, чем Эрмитаж или Третьяковская галерея. Но мы ждали век. Долго запрягаем, а потом весело скачем.
— Мода циклична, она возвращается. Но есть ли вещи, которые никто никогда больше не будет носить?
— Да. Солнечные зонтики, шляпки с вуалью, длинные платья на каждый день, муфты, лорнеты, несессеры, шатлены и sorti-de-bal (накидка, которую носили поверх бального платья, чтобы защитить его от пыли. — Прим. mos.ru). Сейчас это уже непрактично.
— Модельеры часто обращаются к прошлым эпохам. А какое время предпочитаете вы?
— Серебряный век — 1910-е годы. Там была самая элегантная, на мой взгляд, самая красивая мода.