В Театре на Малой Бронной – премьера спектакля «Лунная Масленица». Его показывают во Дворце на Яузе, куда театр переехал на время ремонта. Пьесу белорусского драматурга Павла Пряжко поставил лауреат «Золотой маски» Филипп Григорьян.
Обычная семья в сказочных обстоятельствах: родители каждое утро улетают на работу на Луну (там они добывают лунный сыр), а сын Дима и дочка Таня, похожие на ангелов, ждут их дома. Однажды накануне масленичной недели родители не возвращаются, потому что их взял в плен злодей по имени Лунный Жир. Дети отправляются спасать маму и папу, в этом им помогают добрый Робот, на котором прямо на глазах зрителей распускаются цветы, и гигантская неповоротливая Гусеница. По пути герои встречают трогательных Бум-Тика, Пыль, Сырость и мрачного Темноту – то ли вредного духа, то ли персонажа русских народных сказок.
«Дети тут – проводники, которые ведут зрителя из одного пространства в другое, но этот мир и для них – что-то неизведанное. Мой герой искренне любит своих родителей, но ни его, ни его сестры не существует, они воображаемые персонажи», – говорит Аскар Нигамедзянов, сыгравший мальчика Диму.
Сказочные события разворачиваются в воображении молодой семейной пары, решившей пофантазировать: а что, если бы у них были дети? Мама и папа, наблюдающие за путешествием детей со стороны, время от времени комментируют их поступки, а иногда сами принимают участие в приключениях.
Несмотря на сказочные обстоятельства, в спектакле есть что-то, что поймут только взрослые.
«Главный посыл пьесы такой: чашка разбита, а вот склеивать ее или нет – это дело каждого человека и каждой отдельной семьи. Если они хотят быть вместе, то никто им не помешает», – считает режиссер Филипп Григорьян.
Как обычно, Филипп Григорьян выступил не только как режиссер, но и как художник. Сценографию и костюмы он сделал в соавторстве с Владой Помиркованой, постоянным членом его команды. Они создали постоянно меняющиеся декорации: на сцене появляется то жилая квартира в стиле хай-тек, то старый заброшенный сарай в саду, то, наконец, обшитый фольгой круг, обозначающий лунный пейзаж. На его фоне злодея с помощью специальных тросов поднимают ввысь, словно циркача. Он выглядит роскошно (весь усыпан блестками, в ярко-розовом костюме) и больше напоминает поп-певца, чем душегуба.
«Лунная Масленица» – парад аттракционов: робот вылезает прямо из телевизора, дети отправляются на Луну в советском холодильнике, который превращается в ракету, а внутри непримечательной огромной Гусеницы скрывается красавица в великолепном платье, похожая на певицу из фильма «Кто подставил кролика Роджера». При этом разговаривает она смешным мультяшным голосом, ее озвучивает Дарья Бондаренко, сыгравшая маму.
«Талант говорить таким голосом я обнаружила в себе давно и все время хотела где-то его применить. Буквально сразу, на первых репетициях, я предложила режиссеру, чтобы Гусеница звучала так. Все посмеялись, решили оставить. Думаю, во многом благодаря такой озвучке Гусеница получилась такой милой. И мне очень обидно, когда люди говорят: “Как хорошо вы придумали с этой компьютерной программой!” Я всем доказываю, что это вовсе не компьютер», – говорит актриса.
Впрочем, кое в чем компьютер все-таки помог – точнее, опыт взаимодействия с ним. Во время проработки персонажей, говорит Дарья Бондаренко, она вспоминала компьютерные игры-бродилки, в которых постоянно появляются новые герои.
«Мне нравится моя мама. Это в новинку для меня, я никогда не играла взрослых персонажей, у которых есть дети, поэтому было интересно разбирать и понимать, как себя ведет этот человек, как он размышляет, что он чувствует», – рассказывает актриса.
Для актера Дмитрия Варшавского, сыгравшего папу, прототипом героя стал собственный отец.
«У меня получился такой добрый папа, которому можно рассказать любой секрет. Мой папа еще с моего детства зарекомендовал себя как настоящий друг, и герой, которого я сыграл, такой же», – говорит он.
Дети в этой пьесе совсем не похожи на тех, которые обычно фигурируют в сказках, считает Алла Иванцова, перевоплотившаяся в девочку Таню. И передать их характеры тоже оказалось непростой задачей.
«Обычно детские персонажи максимально эмоциональные, они много улыбаются, смеются, а здесь, наоборот, они слегка отстраненные и какие-то космические. Иногда было непросто поймать это состояние», – отмечает актриса.
Режиссер Филипп Григорьян и драматург Павел Пряжко встретились в режиссерско-драматургической лаборатории Михаила Угарова в 2007 году, потом вместе работали над спектаклем «Третья смена» в Театре Йозефа Бойса, а затем над «Полем» в «Школе современной пьесы» и «Пушечным мясом» для фестиваля-школы «Территория». «Лунную Масленицу» Пряжко написал специально для Григорьяна больше 10 лет назад, но сценическое воплощение она получила только сейчас.
«Идея создать этот спектакль появилась, когда у меня не было еще ни одной большой театральной постановки. Я показал ее Константину Богомолову, и она ему очень понравилась. Он предложил мне заняться ею в Театре на Малой Бронной», – рассказывает режиссер.
«Лунная Масленица» стала одним из первых спектаклей в новой программе «Большие режиссеры маленьким зрителям», придуманной новым художественным руководителем Константином Богомоловым. Этот цикл в конце прошлого года открыла «Женщина-змея» Олега Долина по сказке Карло Гоцци. У Филиппа Григорьяна уже есть опыт создания спектаклей для детей: в «Практике», например, он однажды поставил «Агата возвращается домой» Линор Горалик.
Следующие показы – 15, 22, 25, 28 марта, а также 5 и 26 апреля.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России