Зал с мозаиками в стиле модерн в бывшем доходном доме графа Орлова-Давыдова признан памятником архитектуры. Помещение расположено на первом этаже здания на Никольской улице. Зал украшает уникальный цветочный мозаичный декор 1907 года.
Автор мозаичных панно — один из самых модных французских архитекторов-декораторов того времени Эдуард Ниерман (1859–1928). Он занимался оформлением интерьеров театров, казино, кафе, ресторанов и концертных залов, включая знаменитое кабаре «Мулен Руж» в Париже. Ниерман создал мозаики для украшения торгового зала шоколадного магазина Келера, который работал в доме на Никольской в начале прошлого века. Все мозаики выполнены из смальты — кусочков непрозрачного цветного стекла неправильной формы. В их изготовлении участвовал французский художник по стеклу С. Пиццагалли, на одном из панно сохранилось его авторское клеймо.
Здание бывшего доходного дома графа Орлова-Давыдова было построено в 1870 году по проекту архитектора Роберта Гедике (1829–1910) в стиле эклектики и изначально было четырехэтажным. За свою почти 150-летнюю историю оно неоднократно перестраивалось, в результате чего утратило исторический облик. Сейчас в доме шесть этажей, в нем расположена гостиница. Первый этаж занял ресторан.
«Ансамбль многоцветных мозаик из смальты и сейчас выглядит так же, как и более ста лет назад. Это уникальное для Москвы произведение, выполненное в стиле парижского ар нуво (ар нуво, или модерн, — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространенное в последнем десятилетии XIX — начале XX века. — Прим. mos.ru). Ленточные и треугольные мозаичные панно украшают своды торговых залов, арки витринных окон, а также оконные и дверные проемы. Каждое панно имеет неповторимый рисунок. На них изображены характерные для модерна цветочные композиции — ирисы, маки, чертополох, хризантемы, колокольчики и примулы», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Он добавил, что присвоенный статус регионального объекта культурного наследия обеспечивает уникальному декору охрану государства. Его исторический облик запрещено нарушать, а любые ремонтные или реставрационные работы могут проводиться только под контролем городского Департамента культурного наследия и после согласования с ним.
Доходный дом на Никольской улице принадлежал графу Алексею Орлову-Давыдову (1871–1935) — церемониймейстеру императорского двора, а затем — депутату IV Государственной Думы. Граф жил в Санкт-Петербурге, а помещения своего московского дома сдавал в аренду, где на первом этаже размещались торговые залы. Так, одним из арендаторов был знаменитый предприниматель и издатель Иван Сытин (1851–1934), который держал в доме книжный магазин, а другим — Роман Келер (1838–1907), открывший в доходном доме шоколадный магазин. Он основал первую русскую фабрику водочных и конфетных эссенций, а также несколько эфирных заводов.
Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Только за последние семь лет охранный статус получило около 700 памятников. Из них более 370 — выявленные объекты культурного наследия, а около 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения.
Храм-ротонда: уникальная Троицкая церковь XVIII века в ТиНАО получила охранный статусОбщежитие-коммуна и детсад на крыше: самый высокий конструктивистский дом Москвы признали памятником архитектурыГотический замок на Малой Ордынке: доходный дом купца Дурилина признали памятником архитектуры
Так, в этом году статус объекта культурного наследия регионального значения получила уникальная Троицкая церковь XVIII века в ТиНАО. Храм-ротонда был построен в 1762 году по желанию фаворита Екатерины II князя Сергея Салтыкова. Его создали по подобию античных святилищ.
В 2018-м реестр памятников архитектуры пополнил жилой дом рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Объединенное рабочее строительство» (Обрабстрой). Памятником архитекторы признали также доходный дом московского купца Алексея Дурилина. Он возведен в стиле так называемой русской готики (или псевдоготики), сочетавшей в себе элементы подлинной европейской готики, византийской архитектуры и московского (нарышкинского) барокко.