Место: музей-панорама «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1)
Дата: 10 февраля
Выставка посвящена самой престижной и почетной военной награде в истории России – ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Учрежденная Екатериной II, она имела четыре степени отличия. За все время существования полными кавалерами ордена Святого Георгия (обладателями орденов всех степеней) стали лишь четыре человека. Им награждали с 1769 года по 1917-й – тогда орден был упразднен.
Выставка «Для отличия храбрых…» будет полезна всем, кто интересуется отечественной военной историей. В экспозиции можно увидеть портреты людей, жизнь которых прошла под девизом ордена «За службу и храбрость», личные и полковые награды, документы и часть орденского сервиза.
Место: Музей героев Советского Союза и России (улица Большая Черемушкинская, дом 24, строение 3)
60 градусов 21 минута 28 секунд – это координаты точки (ее широта), с которой 16 января 1820 года российский мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен впервые увидел очертания Антарктиды. Первая русская антарктическая экспедиция, которую он возглавил вместе с Михаилом Лазаревым, для XIX века имела примерно такое же значение, как полет в космос Юрия Гагарина для ХХ века. До этого существование шестого материка ставилось под сомнение.
Выставка «69°21'28''» знакомит с историей изучения и промышленного освоения Антарктиды со времен Беллинсгаузена и Лазарева до конца ХХ века. В экспозиции – карты, фотографии, архивные документы, а также предметы из частных коллекций.
Место: Музей Вадима Сидура (улица Новогиреевская, дом 37а)
Дата: 11 февраля
Тяжелое ранение, полученное на фронте, не только изменило жизнь скульптора Вадима Сидура, но и повлияло на его творчество. Травматический опыт, отраженный в его работах, стал отправной точкой для молодого российского художника Кирилла Гатавана. Тема его персональной выставки в Музее Вадима Сидура – насилие и повседневность.
Гатаван исследует воздействие травмы на окружающий мир и стороннего наблюдателя и превращение насилия во всех его проявлениях в часть рутины. Художник использует техники, которые подразумевают грубое воздействие, и хрупкие тонкие материалы, такие как калька.
Место: Мультимедиа Арт Музей (улица Остоженка, дом 16)
Дата: 11 февраля
Творчество супружеского тандема художников Франциско Инфанте и Нонны Горюновой – классика отечественного искусства. Их выставка в Мультимедиа Арт Музее представляет ранние живопись, графику и эскизы работ Инфанте, а также цикл «Артефакты», над которым он работает в соавторстве с Горюновой более 40 лет.
Работы Франциско Инфанте 1960-х годов впервые представлены в полном объеме. Один из главных экспонатов – знаменитый мобиль «Пространство – движение – бесконечность», важнейшая работа периода увлечения художника кинетическим искусством.
Место: Мемориальный музей А.Н. Скрябина (Большой Николопесковский переулок, дом 11)
Дата: 12 февраля
Светлана Богатырь в 1991 году уехала во Францию, успев завить о себе на родине как о художнице. С тех пор ее жизнь, как личная, так и профессиональная, делится между двумя странами. Ее картины хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а также многих музейных и частных коллекциях Европы и Америки.
На выставке «Гармонии небесных сфер» в Музее А.Н. Скрябина представлены живописные работы Богатырь, созданные во Франции за последнее время. Для тех, кто хочет познакомиться с ее ранним творчеством, подготовлена ретроспектива: старые работы художницы представлены в оцифрованном виде.
Место: музей-заповедник «Царицыно» (улица Дольская, дом 1, строение 6)
Дата: 12 февраля
Работы мастера художественного стекла Юлии Мерзликиной находятся в собраниях отечественных и европейских музеев. Познакомиться с ними можно в Малом дворце музея-заповедника «Царицыно». Посетители увидят образы и сценки из сказок и мифов, маски духов и диковинные цветы из стекла. Соседями работ Мерзликиной из дихроического стекла, меняющего цвет в зависимости от угла обзора, в экспозиции стали произведения мастеров конца XX века из личного собрания «Царицына».
Место: Музей керамики и усадьба Кусково (улица Юности, дом 2, строение 1)
Дата: 13 февраля
Совместный проект музеев-усадеб «Останкино» и «Кусково» посвящен предметам и вещам, вернувшимся в исторические интерьеры первых подмосковных владений графов Шереметевых. «В родных стенах» – выставка предметов, которые в XVIII веке украшали парковые павильоны и интерьеры шереметевского дворца. Главные экспонаты – комплект из курильниц с золоченым футляром, а также каминные часы из бронзы с изображением музы Клио и французский комод с инкрустацией, украшавшие в свое время спальню Петра Шереметева, предназначенную для дневного отдыха.
Место: Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева (улица Малая Грузинская, дом 15)
Дата: 13 февраля
Выставка представляет творчество двух художниц – Анны Милосердовой (роспись по ткани) и Елены Мач (роспись по керамике). У Анны Милосердовой два образования: она окончила филфак Московского государственного университета и Московскую государственную текстильную академию. В своих батиках она соединяет знания из двух сфер, вдохновляясь на создание картин на ткани поэзией и мифами. Художница-керамист Елена Мач, с которой Милосердова делит экспозиционное пространство, работает с подглазурной росписью по фаянсу, майоликой и чернолощеной керамикой, изображая цветы, пейзажи, символические образы и даже музыку.
Место: Государственный Дарвиновский музей (улица Вавилова, дом 57)
Дата: 13 февраля
Франц Чижек – австрийский педагог и художник. В 1897 году он открыл первый художественный класс для детей. Главная особенность его педагогического подхода заключалась в так называемых свободных занятиях. Дети от четырех до 15 лет занимались раз в неделю по субботам. Они могли прийти и уйти, когда захотят.
Его ученики, в отличие от детей, обучавшихся по скучной академической программе, создавали собственные сюжеты и сами выбирали материалы для творчества. Педагог лишь корректировал и помогал.
К 1930-м годам о Чижеке знали практически во всем мире: в Европе и Америке открывались классы на основе уникальной методики, а работы его учеников экспонировались на выставках во многих странах.
В России впервые представлены работы учеников профессора Чижека – оригинальные линогравюры, литографии и ксилографии из частной коллекции.
Место: Музей русского лубка и наивного искусства (Малый Головин переулок, дом 10)
Дата: 14 февраля
Родиной глиняной романовской игрушки считается село Романово Липецкой области. Там промысел зародился в середине XIX века. Значительный вклад в становление узнаваемого стиля внес Иван Митин, основоположник династии умельцев.
В начале 1930-х годов Иван Павлович был раскулачен. Его дело продолжил сын Василий, который с раннего детства перенимал опыт у отца. До середины ХХ века Василий Иванович лепил романовские игрушки вместе с сыном Виктором. Но, к сожалению, вплоть до 1980-х годов по различным причинам романовская игрушка не производилась. Производство вернулось, но из потомков Ивана Павловича уже никто в нем задействован не был.
Лишь в 2017-м внук основателя романовской игрушки Виктор Васильевич вновь активно занялся промыслом. Всего за два года работы он создал около 200 уникальных работ.
Место: выставочный зал «Народные картины» (Измайловский бульвар, дом 30)
Дата: 14 февраля
Познакомьтесь со Шмурой – единственным героем, которому под силу спасти Вселенную от межгалактической катастрофы. Несмотря на свою недюжинную силу и постоянную занятость, Шмура не прочь повеселиться, устроить лихой дебош и отчаянно влюбиться.
Придумал Шмуру и нарисовал о его приключениях 29-страничный комикс в духе русского народного лубка Андрей Чесноков – художник-наив из поколения 1990-х годов. В начале 1970-х он, выпускник рыбинской школы-интерната, поступил в строительное профессиональное техническое училище. Работал по профессии, но всегда мечтал об искусстве. Как только получилось выкроить свободное время, поступил в ЗНУИ – Заочный народный университет искусств, откуда вышли многие известные отечественные наивные художники.
Место: Музей М.А. Булгакова (улица Большая Садовая, дом 10, квартира 51)
Дата: 16 февраля
Илья Ильф, одна вторая знаменитого литературного дуэта, переехал в Москву из Одессы в 1923 году. Первые несколько лет у него не было постоянного места жительства. Только в 1929-м, после успеха романа «Двенадцать стульев», Ильф смог обзавестись собственной жилплощадью и перевезти в столицу жену Марусю.
Создатели выставки «Илья Ильф – прописан в Москве!» попробовали восстановить обстановку и атмосферу квартиры, в которой молодая семья прожила четыре года. Переступая ее порог в доме на Большой Садовой, гость музея как бы оказывается внутри черно-белой фотографии. В экспозиции – мемориальные предметы и фотографии, сделанные писателем и его женой, многие из которых представлены широкой публике впервые.
Место: «Новое крыло» Дома Гоголя (Никитский бульвар, дом 7)
Дата: 16 февраля
На выставке представлены фотографии времен Второй мировой войны, большая часть которых ранее не демонстрировалась широкой публике. Автор проекта Артур Бондарь собирал свою коллекцию фотографий по всему миру на барахолках и интернет-аукционах. В центре экспозиции, составленной куратором Соней Степанян, – работы советского фоторепортера Валерия Фаминского, который в годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом Главного военно-санитарного управления.
Место: музей истории «Лефортово» (улица Крюковская, дом 23)
Дата: 16 февраля
Вооруженные силы Швейцарии считаются одними из самых миролюбивых. Еще с XIX века страна соблюдает политический и военный нейтралитет. Это позволило Швейцарии избежать участия в Первой и Второй мировых войнах. Однако такая политика не отменяет необходимости в хорошо обученной и вооруженной армии, способной защитить страну в случае нападения врага. Сегодня в Вооруженных силах Швейцарской Конфедерации состоят более 100 тысяч человек.
На выставке представлены экспонаты из фондов Музея Москвы и личной коллекции Сергея Зорина, рассказывающие о прошлом и настоящем вооруженных сил Швейцарии – более 500 предметов.
Место: Мемориальный музей космонавтики (проспект Мира, дом 111)
Дата: 16 февраля
Со своей камерой советский фотограф Александр Моклецов прошел всю Великую Отечественную войну. В послевоенные годы работал в журналах «Смена», «СССР для США» и других. Сегодня имя Александра Степановича широко известно благодаря снимкам, сделанным им за время его 30-летнего сотрудничества с Центром подготовки космонавтов.
Для многих инженеров, ракетостроителей, космонавтов он стал не только коллегой, но и другом – дядей Сашей, как его называли в Звездном городке. На выставке представлены многочисленные фотографии Александра Моклецова, рассказывающие историю становления и развития советской космонавтики.
Место: галерея «На Песчаной» (улица Новопесчаная, дом 23, корпус 7)
Дата: 16 февраля
Архитектурная фотография – отдельный жанр фотосъемки. Архитектор снимает на камеру все этапы работы – от закладки фундамента до готового здания. Для многих это становится не просто рабочей необходимостью, а серьезным увлечением.
Появление жанра архитектурной фотографии практически совпадает с рождением модерна и авангарда в архитектуре. На выставке студентов архитектурной школы МАРШ представлены работы в уходящем стиле архитектурной фотографии.