Шедевры деревянного зодчества. Изучаем музей под открытым небом в «Коломенском»

31 октября 2021
Культура

Чтобы прикоснуться к истории и увидеть подлинные памятники древнерусского деревянного зодчества, необязательно ехать в Карелию или на Кольский полуостров — достаточно добраться до «Коломенского». Музей деревянного зодчества под открытым небом собрал здесь уникальные постройки XVI–XVII веков. Вместе с сотрудниками музея рассматриваем их, вспоминаем историю и узнаём, как им возвращали первоначальный облик.

Ворота в обитель

Проездная башня Николо-Корельского монастыря — один из первых памятников спасенного деревянного зодчества на территории «Коломенского». Ее перевезли сюда в 1933 году под руководством Петра Барановского, первого директора музея-заповедника, известного исследователя и архитектора-реставратора.

Башня датируется XVII веком, она была частью ограждения Николо-Корельского монастыря. Сам монастырь появился намного раньше, первое упоминание о нем относится к началу XV века. До строительства архангельского порта это был первый русский морской порт, куда заходили иностранные корабли.

Проездная башня, восьмигранное строение с характерным для старорусской архитектуры шатром, располагалась над восточными воротами.

 

Проездная башня — единственная сохранившаяся деревянная постройка Николо-Корельского монастыря. Ее обнаружили во время Беломорско-Онежской экспедиции в 1931 году. Советские ученые, архитекторы и реставраторы ездили по Русскому Северу в поисках уникальных архитектурных памятников. Приехав в Николо-Корельский монастырь, они поняли, что башню надо увозить и восстанавливать: постройки монастыря разрушались. Еще в 1920-е годы его закрыли, а позже построили на его территории большое судостроительное предприятие.

Перевозка древнего деревянного памятника — задача непростая. Сначала его нужно разобрать на части, погрузить в машины и аккуратно транспортировать. Не менее сложно собрать сооружение на новом месте и отреставрировать. Барановскому и его команде это удалось.

Сибирский острог 

Еще одна башня в музей под открытым небом приехала из Сибири. Когда-то она принадлежала Братскому острогу, который появился на берегу Ангары в 1630-е годы, во время активного освоения Сибири. Продвигаясь на восток, казаки строили опорные пункты — остроги. Братский острог получил свое название от слова «браты» — так казаки именовали местных жителей, бурят. Отсюда и название появившегося впоследствии здесь города Братска.

Братский острог представлял собой квадрат из частокола и четырех башен. Длина каждой стороны — 64 метра. В каждой башне было два яруса, в нижнем — жили, с верхнего — вели бои.

«Со временем острог частично разрушился и растворился в городских постройках Братска. Это было очень необычно: тянется городская улица, и вдруг — раз! — старинная деревянная башня! В 1950-е началось строительство Братской ГЭС, и остатки острога попали в зону затопления. Научная экспедиция спасла две башни — северо-западную и юго-западную. Юго-западную перевезли в музей “Ангарская деревня” в Иркутской области, а северо-западную — к нам в “Коломенское”. Также из этой экспедиции доставили отдельные архитектурные фрагменты изб старого Братска, они тоже очень интересные», — рассказывает Ольга Воробьева.

Существует версия, согласно которой именно в северо-западной башне Братского острога сидел в заточении протопоп Аввакум зимой 1656–1657 годов. Правда, есть нестыковки: в своем житии протопоп пишет, что башня не отапливалась, ему было холодно. А в этой башне печь явно топили — внутри стены сильно закопчены. Возможно, печь просто не разжигали во время заточения Аввакума, предполагает эксперт.

На страже промыслов

Следующий экспонат, Моховая башня Сумского острога, переносит нас в конец XVI века. Сумской острог построили в 1580-х годах в поморских владениях Соловецкого монастыря. Он был центром обороны Карельского Поморья в конце XVI — начале XVIII века. Крепость много раз отражала нападения крупных шведских отрядов, а в 1613 году выстояла при осаде войск Лжедмитрия II.

Сумской острог подчинялся Соловецкому монастырю. Туда по царскому распоряжению поставляли пушки, ядра, порох. Также здесь находился гарнизон монастырских стрельцов, которые защищали земли и промыслы монастыря.

 

В отличие от башни Братского острога, Моховая, состоящая из трех ярусов, более масштабна. Первый ярус, где несли дежурство стрельцы, был бытовым, там хранились капканы, вилы для ловли рыбы и другие приспособления для промысла и оружие. По всей башне располагались бойницы, третий ярус занимал пушечный наряд.

«Стрельцы монастырского гарнизона часто жаловались: они получали меньше, чем московские стрельцы. Но нужно учитывать, что они часто харчевались за монастырским столом, получали корм для скота, занимались промыслами и имели собственные огороды», — говорит Александр Чигрин.

Моховая — единственная сохранившаяся деревянная боевая башня в европейской части России. В Коломенское ее перевезли в 1931 году по инициативе Петра Барановского. Специалисты выяснили, что она многократно перестраивалась и была частично разрушена. Первый директор «Коломенского» планировал восстановить Моховую башню, но сделать это ему не удалось. Реставрационные работы прошли только в 2005–2008 годах. Кстати, именно эта башня вдохновила руководство «Коломенского» на создание музея деревянного зодчества. Выбирая место для ее установки после реставрации, решили собрать все деревянные памятники на одной территории в северно-восточной части музея-заповедника.

Сейчас в Моховой башне располагается экспозиция, посвященная истории острога в XVI–XVIII веках. На первом ярусе выставлены предметы, рассказывающие о быте стрельцов, на втором — военная история крепости, а на третьем можно узнать про систему обороны Русского Севера.

Деревянная жемчужина 

Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца появилась на берегу архангельской реки Ёрги в конце XVII века. Ее построили на средства прихожан в центре Среднепогосткого прихода, в некотором отдалении от местных деревень. В XIX веке облик церкви сильно изменился: внутри ее оштукатурили, снаружи обшили досками, бочку — крышу в виде полуцилиндра — покрыли железом.

В советское время церковь использовали как клуб, позже — как склад. И лишь в начале XXI столетия эта жемчужина древнерусской архитектуры получила новую жизнь. На нее обратил внимание художник Иван Глазунов. Он пригласил архитекторов-реставраторов и специалистов из «Коломенского», которые изучили строение и под обшивкой XIX века обнаружили бревна XVII столетия. Ценную постройку решили разобрать и перевезти в «Коломенское», продолжив дело Петра Барановского.

«Во время разбора церкви было сделано три важных открытия, — отмечает Ольга Воробьева. — Первое — это надпись об освящении храма, благодаря которой стало понятно, что он был построен в 1685 году. Второе, совершенно потрясающее открытие — роспись снаружи “травами” (характерный орнамент из завитков разных цветов). Раньше никогда подобных росписей снаружи не находили. Кстати, наши реставраторы их восстановили. Третье открытие — завершение двухъярусных храмов поперечной бочкой. Это местная особенность деревянной церковной архитектуры. Также была обнаружена по следам на стене утраченная в XIX веке “висяxая” галерея».

Благодаря реставрации, которая прошла в 2009–2011 годах, церкви вернули облик XVII века. Сейчас в ней расположена экспозиция, посвященная истории реставрации памятника. Она открыта для посещения в теплое время года.

 

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Подвиг армии» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies