Мосгорнаследие утвердило предмет охраны еще одного уникального памятника архитектуры в центре столицы — особняка знаменитого фабриканта и мецената Саввы Морозова. Эксперты подтвердили историческую и художественную ценность фасада здания и его интерьеров, кованной металлической ограды с воротами и шести садовых скульптур во дворе.
Автором проекта двухэтажного дома по адресу: улица Спиридоновка, дом 17, строение 1, в конце XIX века стал известный архитектор Федор Шехтель. А над убранством залов особняка работал художник Михаил Врубель. Такой роскошный подарок Савва Морозов сделал своей любимой жене Зинаиде Григорьевне. После смерти мужа она владела особняком до 1909 года, после чего продала его коллекционеру и меценату Михаилу Рябушинскому. В годы советской власти дом национализировали, в нем разместился губернский продовольственный комитет, а с 1929 года — Наркомат иностранных дел. Сегодня в историческом особняке располагается Дом приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации. В 1996 году здесь прошла встреча стран «Большой восьмерки».
«Особняк Морозова является объектом культурного наследия федерального значения и по праву считается одним из лучших образцов городской усадебной застройки конца XIX века. В оформлении его фасадов присутствуют черты английской неоготики — остроконечные шпили по краям крыши, стрельчатые окна и горгульи на водосточных трубах и по краям террас. В готическом стиле выполнена и ограда с воротами. После проведения научных исследований был определен и утвержден предмет охраны, куда вошли все ценные элементы, формирующие исторический облик уникального здания», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Как отметил глава ведомства, в предмет охраны памятника вошли композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания конца XIX века, включая размер, форму, местоположение и декор оконных и дверных проемов, цоколь, парадный вход с проездными стрельчатыми арками, двухсторонним пандусом и лестницей, две террасы на высоком подиуме со стрельчатыми аркадами, лестницы, а также их ограждения (металлические, фигурные кирпичные, сквозные, на столбах), вазоны, колонки, пинакли, башенки с зубчатыми завершениями, лепной и резной декор, в том числе филенки с декоративным заполнением, медальоны, гирлянды, ленты, стилизованные розы и трилистники, маски, растительный и геометрический орнамент. Ценным также признан художественный металл конца XIX века, включая литые чугунные ограждения балконов, террас, завершения водостоков в виде масок, горгулий и скульптура химеры на ограждении одного из балконов.
В 1995 году в здании произошел пожар, который уничтожил больше половины исторических интерьеров дома, но конструкции особняка, декоративное оформление части его внутреннего убранства и фасады почти не пострадали. Уцелевшие предметы интерьера и детали декора были отреставрированы и сохранены силами 20 организаций разных стран мира на основании дошедших до наших дней подлинных эскизов Шехтеля. Специалистами были спасены три панно — «Утро», «Полдень» и «Вечер» Михаила Врубеля, на которых пробуждающаяся природа изображена в виде аллегорических женских фигур, подобных сказочным русалкам.
Кроме того, в особняке можно увидеть своды Монье, лепной и резной декор, карнизы, падуги, фризы (рельефные, живописные), розетки, кессонные потолки, колонны и пилястры из искусственного мрамора с лепными капителями, металлические декоративные панно. В доме есть встроенная деревянная мебель, спроектированная самим Федором Шехтелем, в том числе кресла-троны, напольные часы в виде готической башни и конторка. Сохранились парадная лестница со скульптурной группой авторства Михаила Врубеля «Роберт и монахини», готические камины, зеркала, осветительные приборы конца XIX века — светильники-фонари, люстры, каплевидные светильники, бра, и многое другое.
Специалисты также подтвердили ценность архитектурно-художественного оформления ограды с воротами конца XIX века, включая четырехгранные столбы с фигурными нишами, пилоны ворот с декоративными фонарями в завершении и металлическую ажурную решетку с завершением в виде звериных морд. Кроме того, в предмет охраны вошли шесть садовых скульптур — это женские фигуры и фигура ангела.
По словам Алексея Емельянова, теперь все реставрационные работы в доме будут проводиться с учетом утвержденного предмета охраны.
Федор Осипович Шехтель (1859–1926) — русский и советский архитектор, живописец и график. Считается одним из крупнейших мировых зодчих конца XIX — начала XX века. В ранние годы своей карьеры экспериментировал с разными архитектурными направлениями — от готики до русского стиля. Историки искусства называют Шехтеля отцом русского модерна, хотя он не имел профессионального архитектурного образования. Помимо дома Зинаиды Морозовой, его авторству в Москве принадлежат особняк Рябушинского (улица Малая Никитская, дом 6/2, строение 5), где в 1930-х жил Максим Горький, знаменитый Дом фарфора по адресу: улица Мясницкая, дом 8/2, особняк А.И. Дерожинской с черным пауком на дверях (Кропоткинский переулок, дом 13, строение 1) и дом самого Шехтеля в Ермолаевском переулке (дом 28, строение 1). По проекту архитектора также были реконструированы здания Ярославского вокзала и Театра имени К, Станиславского и В. Немировича-Данченко.
Совершить виртуальную прогулку по особнякам Морозовых, Дерожинской, Шехтеля, а также другим памятникам архитектуры не выходя из дома можно на портале «Узнай Москву». Всего там собрано 17 онлайн-туров по историческим зданиям столицы.
Сохранение и восстановление памятников архитектуры в Москве — важнейшее направление в работе Департамента культурного наследия. Многие памятники обретают новую жизнь, их приспосабливают для современного использования, сохраняя при этом исторический облик столицы. С 2011 года в городе отреставрировали более 1400 объектов культурного наследия, из них 203 — в 2019 году.