В центре Москвы завершилась реставрация особняка, построенного в начале XX века для потомственного купца Ивана Миндовского. Это объект культурного наследия федерального значения.
«Особняк Ивана Миндовского – настоящий шедевр модерна, построенный по проекту великого архитектора Льва Кекушева. В рамках комплексной реставрации, которая шла на протяжении двух с половиной лет, проведены работы по фасадам и основным помещениям особняка, восстановлен их исторический цвет и декор. Особое внимание уделено деталям: отреставрированы уникальные витражи, световой фонарь в зимнем саду, осветительные приборы, дверные ручки, подлинная отопительная батарея 1903 года и множество других элементов, создающих неповторимую атмосферу здания. Важным этапом стало восстановление по историческим фотографиям скульптуры музы живописи. Она вернулась на крышу объекта спустя 70 лет летом прошлого года», – отметил руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Благодаря историко-культурным исследованиям и изучению архивных материалов восстановили оригинальную планировку особняка, утраченные элементы интерьеров и фасадов. Например, вернулись паркетные полы и орлы на стенах площадки первого этажа парадной лестницы.
Во время вскрытия потолков и снятия поздней отделки были обнаружены и полностью восстановлены потолочная лепнина, выполненная в разных стилях для каждого зала, монументальная живопись и витражные панно.
Кроме того, проведена реставрация фасадов и интерьеров, кованой ограды с воротами и калиткой, сложной кровли и балконов. Специалисты отреставрировали в парадном зале потолочный плафон с барельефом и полихромными витражами с изображениями уток, колонны с капителями ионического ордера из искусственного мрамора в проеме между переговорной и каминным залом, столярные заполнения оконных проемов, облицовку стен из керамической плитки голубого цвета в зимнем саду.
Восстановлены исторические осветительные приборы (люстры на главной лестнице, бра, светильники и жирандоли, встречающие гостей у главного входа), тетива парадной лестницы с орлами, витраж оконного заполнения и двери балкона второго этажа северного фасада, витраж стеклянного потолка в зимнем саду, регистровый радиатор отопления 1903 года на площадке хозяйственной лестницы, полы, ступени лестниц и столярные заполнения в дверных проемах.
Также в здании были отреставрированы каминные трубы, на них установили дымники, восстановленные по архивным фотографиям. Над служебным входом северного фасада установлен кованый навес. Воссоздан утраченный балкон северного фасада, проведена реставрация мраморной арки главного входа, расположенной непосредственно под балконом.
Важным событием стало возвращение на южный фасад скульптурной группы высотой три метра, утраченной в 1920-х годах (муза живописи с палитрой и кистью в руках и двумя младенцами).
Все работы проходили под контролем Мосгорнаследия.
В 1903 году Московское торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка выкупило для строительства особняков на продажу старую дворянскую усадьбу на Поварской улице, принадлежавшую тайному советнику Даниле Волчкову. Про последнего писали, что у него постоянно давали изысканные обеды, за это дом прозвали поварским собранием.
Участок поделили на две части и на них выстроили два дома. Один из них купил текстильный фабрикант Иван Миндовский, который владел усадьбой до 1912 года. После его смерти особняк унаследовали дети, а после революции здание реквизировали, в нем разместился госпиталь (по другой информации – рабочий клуб).
С 1924 года в доме обосновалась Шведская миссия, затем Посольство Швеции в СССР. С 1972 года там находилось Посольство Новой Зеландии. Оно вновь разместится теперь уже в отреставрированном особняке.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России