«Пора разобраться!» — так называется выставка исторических документов и работ советских художников, которая откроется в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) 5 апреля. Под таким заголовком в 1962 году в газете «Московский художник» вышла статья искусствоведа Александра Каменского, посвященная переменам в советском искусстве и формированию нового направления живописи, названного впоследствии «суровым стилем».
Считается, что именно Александр Каменский обозначил начало оттепели в истории советского изобразительного искусства. Он отстаивал живопись классиков, объявленных формалистами, в своих публикациях, и стал одним из авторов концепции знаменитой выставки «30 лет МОСХа» в Манеже. После себя Каменский оставил множество уникальных документов, засвидетельствовавших целую эпоху истории искусства Советского Союза — от 1950-х до 1990-х годов: стенограммы заседаний и бюрократические переписки, неопубликованные статьи и критику современников, личные письма и фотографии.
Эти документы войдут в экспозицию выставки вместе с произведениями художников, о которых писал Каменский, — картинами Мартироса Сарьяна, Марка Шагала, Сергея Коненкова, Роберта Фалька, Владимира Фаворского, Александра Лабаса, Андрея Гончарова, Виктора Эльконина, Павла Никонова, Николая Андронова, Таира Салахова, Виктора Попкова, Александра Ситникова, Ольги Булгаковой, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Андрея Волкова, Олега Целкова, Анатолия Зверева и многих других.
Как рассказала арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова, для выставки оцифровано около 20 тысяч листов документов и фотографий. Кроме того, гости музея увидят работы, которые экспонируются впервые, — картины «Очередь» Алексея Сундукова и «Карелия. На лесозаготовке» Александра Лабаса.
«Институт русского реалистического искусства — это не только музей, но и исследовательская платформа. Работа над выставкой “Пора разобраться!” стала для ИРРИ прекрасной возможностью ознакомиться с архивными материалами по искусству XX века, многие из которых можно по праву назвать уникальными. Подобные свидетельства времени позволяют полностью погрузиться в эпоху, которая с каждым годом становится все более недосягаемой и, как следствие, менее понятной для новых поколений. Синхронно экспонируя картины и архивные документы, мы ставим перед собой задачу показать нашим посетителям искусство XX века внутри временного и культурного контекста, не исчерпывающегося назывными категориями “оттепели”, “застоя” и “перестройки”», — рассказала сотрудница института искусствовед Елена Коваленко.
Архивы Александра Каменского можно будет увидеть не только на выставке — Институт русского реалистического искусства опубликует их на онлайн-платформе «Сеть архивов российского искусства» (RAAN). Этот проект, основанный музеем современного искусства «Гараж», объединяет архивные коллекции, посвященные советскому и российскому искусству послевоенного периода. Его участниками также являются Художественный музей Зиммерли и Бременский архив.