Северный речной вокзал на берегу Химкинского водохранилища — один из символов сталинской «новой Москвы». Здание стало образцом для многих портов СССР и России и не раз оказывалось на киноэкранах. Свою самую известную роль вокзал сыграл в легендарном фильме 1938 года «Волга-Волга» сразу вскоре после открытия.
В 2010 году здание закрылось из-за аварийного состояния, а в 2018-м началась его масштабная реставрация. 5 сентября этого года Северный речной вокзал открылся для посетителей — к этому событию Музей Москвы приурочил одноименную камерную выставку.
Одной из первых задач советской власти была быстрая индустриализация. Первая пятилетка — пятилетний план по модернизации экономики и промышленности — стартовала в 1928 году, а после ее успеха в 1933-м началась вторая. Одним из ее самых амбициозных проектов стало строительство канала Москва — Волга (с 1947 года — канал имени Москвы). Он был необходим в первую очередь из-за растущей потребности города в питьевой воде. Кроме того, благодаря ему Москва становилась портом пяти морей — появлялась возможность по воде добраться из столицы до Черного, Балтийского, Каспийского, Белого и Азовского морей.
Строительство канала началось в 1932 году. Менее чем за пять лет рабочие — граждане, отбывавшие наказание в Дмитровском исправительно-трудовом лагере, — вырыли более 120 километров канала и возвели свыше 200 сооружений — шлюзов, плотин, насосных станций. В тяжелейшей работе принимали участие сотни тысяч человек.
17 апреля 1937 года канал был полностью заполнен водой, а уже 2 мая первых пассажиров принял Химкинский речной вокзал, который сегодня носит название «Северный речной вокзал». Торжественное открытие канала Москва — Волга состоялось 15 июля.
Здание вокзала спроектировал архитектор Алексей Рухлядев (по некоторым данным, совместно с Владимиром Кринским — соавтором других его проектов). Оно было уникально для СССР тем, что значительное внимание в нем уделили не только функциональности, но и эстетической стороне: сооружение было украшено скульптурами, фресками и фонтанами. Его оценили как в СССР, так и за рубежом — в 1937 году проект получил Ленинскую премию и был удостоен Гран-при Международной выставки искусств и техники в Париже.
По задумке архитектора, вокзал должен был напоминать огромный двухпалубный корабль. Если присмотреться, это очевидно: центральная часть с главным входом и башней — это корпус корабля с каютами, открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон — нос и корма, вереница колонн — палуба, а шпиль со звездой на башне — мачта.
Работая над проектом, Рухлядев черпал вдохновение не только в очертаниях водного транспорта, но и в архитектуре Раннего Возрождения. В Северном речном вокзале угадываются черты Дворца дожей, известнейшего памятника венецианской готики.
Галереи первого этажа здания окружены 150 колоннами, облицованными белым тарусским камнем. Второй этаж обрамляют арки, опирающиеся на круглые колонны. Повторения пилонов, столбов, колонн и арок, за которыми почти не видно стен, придают зданию прозрачность и легкость.
На крыше второго этажа расположена башня, состоящая из нескольких ярусов, тоже характерная для архитектуры Ренессанса. Ее венчает 27-метровый шпиль с пятиконечной звездой, серпом и молотом. Ходили слухи, что это звезда со Спасской башни Кремля: так совпало, что в 1937 году, когда заканчивалось строительство вокзала, звезды из нержавеющей стали с кремлевских башен меняли на рубиновые. Однако в действительности для вокзала изготовили новую звезду, просто похожую.
Одна из визитных карточек вокзала — 24 полутораметровых керамических медальона на фасаде. Их изготовила бригада художников Ленинградского фарфорового завода под руководством скульптора Натальи Данько.
Медальоны, расположенные на входе в вокзал со стороны Ленинградского шоссе, объединены водной тематикой — они как бы готовят пассажиров к речному путешествию. На них изображены исторические суда — теплоход «Абхазия», линкор «Марат», крейсер «Аврора» и другие. На входе со стороны причала расположена другая группа медальонов. Изображенные на них сюжеты должны были рассказывать прибывшим путешественникам о технических достижениях СССР и достопримечательностях Москвы.
При создании медальонов не обошлось без конфузов. На одном из них, например, изображен Дворец Советов, который должен был появиться на месте снесенного в 1931 году храма Христа Спасителя. Амбициозный и дорогостоящий проект так и не был реализован, но изображение на медальоне осталось. И не только на нем: увидеть утопическое здание можно в фильмах «Космический рейс» (1935) и «Новая Москва» (1938).
На другом медальоне — здание Театра Красной армии (сейчас — Театр Российской армии), строительство которого началось в 1934 году. Этот проект был завершен после открытия вокзала, в 1940 году, но его итоговая версия отличается от той, что можно увидеть на медальоне. Там здание украшено несколькими скульптурными композициями, от которых в реальности решили отказаться.
Внутренние помещения вокзала были спроектированы с учетом нагрузки в месяцы самой интенсивной навигации. Техническое задание предусматривало одновременное нахождение в здании 430 человек. С самого начала предполагалось, что вокзал станет многофункциональной площадкой — вскоре после открытия там заработали почта, библиотека, парикмахерская, комната матери и ребенка.
Вестибюль был украшен гербами республик СССР, напоминающими о вкладе каждой из них в строительство канала Москва — Волга. Раньше в самом центре вестибюля стояла статуя Иосифа Сталина, после развенчания культа личности она была демонтирована.
Стены ресторана, примыкающего к вестибюлю, отделаны искусственным мрамором цвета зеленого малахита. В картушах свода потолка разместили морские эмблемы, на стенах ресторана находятся изображения девяти шлюзов канала имени Москвы. Но, конечно, главным украшением стали окна, сквозь которые гости видели панораму водохранилища и прибывающие к причалу корабли.
Расположенный рядом зал ожидания оформлен в светлых тонах. Его потолок украшен рисунками цветов, выполненными художником Всеволодом Щербаковым. В галереях по обе стороны здания расположены фонтаны — «Юг» и «Север».
В сентябре Северный речной вокзал вновь стал транспортным объектом столицы — здесь снова будет открываться и закрываться речная навигация в московской акватории — и круглогодичным местом отдыха москвичей и гостей города.
Сегодняшний дворец-вокзал вернулся к своему первоначальному облику. Фасады снова стали светло-серыми (к Олимпиаде 1980 года здание оформили в сине-серой гамме). Реставраторам удалось сохранить большинство оригинальных элементов и деталей интерьера, а утраченные — восстановить.
Благодаря реставраторам восстановлена историческая справедливость, связанная с 27-метровым шпилем, венчающим башню. Архитектор предусматривал, что шпиль будет подвижным: с началом навигации он должен был выдвигаться из башни, а по ее окончании прятаться внутрь. Однако в действительности механизм запускался всего несколько раз. После реставрации шпиль будет работать именно так, как было задумано изначально.
Пятиконечная звезда на шпиле сияет как прежде — специалисты очистили уральские самоцветы, которыми она инкрустирована, и заменили отсутствующие камни новыми, похожими.