Больше четверти века назад, 5 марта 1994 года, в России учредили специальность «реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Для Москвы сохранение памятников – приоритет. С 2011 года город отреставрировал более 1,4 тысячи объектов культурного наследия.
Каждый год в столице восстанавливают около 200 памятников архитектуры. Это усадьбы и доходные дома, храмы и произведения монументального искусства, скульптуры и фонтаны. Работы на многих из них идут и сейчас. Объекты яркие и не самые приметные, знаменитые и не очень, расположенные в центре и в других округах, – в подборке.
Самые масштабные работы развернулись на Северном речном вокзале. Главному зданию порта пяти морей возвращают былое великолепие: реставрируют роспись по стеклу, панно, потолки в технике гризайли, фонтаны.
Конструктив здания (фундаменты и несущие конструкции) уже отремонтировали, привели в порядок часовой механизм башенных часов, отреставрировали и подъемный механизм шпиля башни. Также провели работы по восстановлению осветительных приборов: фонарей, люстр и бра – всего около 500 светильников. Интересная деталь: когда реставрировали самую большую люстру, на складе вокзала чудесным образом обнаружили несколько коробок, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Их использовали для замены испорченных.
Механизм знакового украшения вокзала, шпиля, уже починили. А этой весной его должна снова украсить звезда – та самая, с которой связан главный миф о здании. Она будто бы раньше венчала Спасскую башню Кремля. Но, по архивным данным, кремлевскую сделали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского, а звезду вокзала – на заводе имени В.М. Молотова. Да и конструкции лучей у них различаются.
Звезду установили на шпиль в конце 1930-х и с тех пор не реставрировали. За годы золотое покрытие на лучах потускнело, местами и вовсе было утрачено; герб в виде серпа и молота лишился 10 уральских самоцветов. Реставраторы уже практически закончили работы по металлу, скоро приступят к гербу. Сохранившиеся камни на нем расчистят, а недостающие восполнят.
Ожидается, что прежний облик вокзал примет в этом году. Памятник архитектуры, еще недавно аварийный, станет современным транспортным комплексом со справочным бюро, комфортным залом ожидания, буфетом, рестораном, кабинетом врача, комнатой матери и ребенка, музеем и сувенирным киоском.
В не менее знаменитом, чем вокзал, Доме Наркомфина работы почти закончили. Здесь уже идет финишная отделка. Дому, который еще десятилетие назад входил в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение», вернули авангардный облик. Белоснежный пароход с капитанским мостиком снова «плывет» по Новинскому бульвару.
Этот опытный дом переходного типа построен в 1930 году по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса в стиле конструктивизм. Он стал первым в стране жилым домом на каркасе из железобетона. Новаторской была и планировочная идея: вместо квартир – жилые ячейки, первый этаж – открытое пространство с несущими колоннами, крыша использовалась как солярий.
Предполагалось, что такой дом поможет перестроить жизнь советского человека на новый лад. Хотя во всех ячейках были плита и раковина, но гараж, прачечная, сушилка для вещей, столовая и библиотека в бытовом блоке были общими. Жильцам идея по вкусу не пришлась, и в середине 1930-х годов бытовой блок перестал работать. После войны коммунальный блок расселили, устроили там типографию, а уникальные жилые ячейки стали обычными квартирами – на одну семью и на несколько.
Реставраторы постарались на славу: удалили все поздние пристройки и перегородки, открыли исторический первый этаж на «ножках», воссоздали историческую планировку в жилом и коммунальном корпусах, отреставрировали оригинальный железобетонный каркас, восстановили оформление фасадов и первоначальный цвет стен. Одной из особенностей дома в свое время стали уникальные бетонные рамы – реставраторы убрали все более поздние оконные заполнения и вставили новые, воссозданные по чертежам 1930-х годов. В одной из частей коммунального корпуса отреставрировали красивый витраж.
В ближайшее время завершатся работы по отделке ступеней лестниц и реставрации ограждений лестниц.
Недавно начались работы еще в одном знаковом здании столицы – почтамте на Мясницкой улице. Его построили в начале ХХ века. В центре здания спроектировали большой операционный зал с дубовой стойкой, винтовыми лестницами и ажурными решетками. Накрыли зал огромным стеклянным куполом, проект которого разработал Владимир Шухов.
С этого светового фонаря и начнется возрождение почтамта – специалисты проведут противоаварийные работы по конструкции и остеклению. Чтобы во время них лепнина не пострадала, ее расчистили и законсервировали. Привести в порядок предстоит не только световой фонарь и декор, но и фасады, просевший пол, стены и потолки, с которых местами обрушилась штукатурка.
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице – памятник если не знаковый, то уж точно уникальный. Это одна из немногих московских построек в стиле петровского барокко. Считается, что Петр I не только пожаловал на ее возведение две тысячи рублей, но и сам нарисовал эскиз будущего храма.
На православный храм он не очень похож: такой шпиль со звонницей скорее характерен для лютеранской кирхи. Любопытно, что сам храм выглядит скромнее колокольни с ее колоннами, разорванными фронтонами, карнизами.
Церковь на своем веку повидала многое: от пожара до разграбления. В разные годы в здании располагались склад милиции и кабинеты Всесоюзного научно-исследовательского института геофизических методов разведки, на территории храма были деревянный барак завода «Геодезия» и детский сад. В 1990-е здание вернули верующим, но с тех пор церковь не реставрировали.
Сейчас мастера расчищают белый камень и демонтируют покрытие на кровле. В ближайшее время начнут реставрировать кресты, купола, кирпичную кладку, кровлю, окна и двери, белокаменные арки, колонны и балясины. Декор внутри храма тоже отреставрируют. Инженерные системы модернизируют, а территорию вокруг церкви благоустроят.
Черты барокко (правда, не петровского) можно найти и в особняке Рутковских в Большом Козловском переулке. Этот дом архитектор Борис Рутковский строил для своей семьи и, не ограниченный требованиями заказчика, работал в нескольких стилях. В итоге лестница особняка получилась в стиле ренессанса, а залы даже имеют соответствующие названия – готический, классический, барочный. На стенах – богатая лепнина, колонны – с пышными капителями.
В особняке уже восстановили историческую планировку, кровлю, кирпичную кладку и лепнину. А в процессе работ обнаружили две отбойные тумбы с декорированными крышками. Они были нужны, чтобы въезжающие через арку кареты не повредили стены здания. В советские годы эта арка превратилась в окно, и обе тумбы оказались под полом. Одна из них сохранилась хорошо, вторая сильно повреждена. После реставрации находки хотят выставить в стеклянной витрине.
Закончить работы в особняке планируется в этом году.
На улице Девятая Рота началась комплексная реставрация доходного дома 1908 года постройки – объекта культурного наследия регионального значения. Этот памятник не самый приметный: яркого декора нет, фасады не отштукатурены, даже украшения выполнены из кирпича. И все же это ценный образец недорогого доходного дома начала ХХ века, построенного по проекту архитектора Ольгерда Пиотровича.
Заказчиком стал богатый купец Григорий Горбунов, представитель костромской старообрядческой предпринимательской династии. Во Владимирской и Костромской губерниях его фабрики производили бумажную пряжу и хлопчатобумажные ткани. А в Москве расположилась типография, издававшая старообрядческую литературу.
Сейчас дому возвращают исторический облик. Фасады очищают от штукатурки, кирпичную кладку ремонтируют, более поздние перегородки разбирают, а дверные проемы закладывают. Над входами воссоздадут козырьки, утраченный декор восстановят.
Этот дом – один из тех, что реставрируют частные инвесторы по городской программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр». Таких объектов в программе уже почти 30, из них 19 успешно выведены из аварийного состояния. После проведения всех необходимых работ и приемки результатов Мосгорнаследием собственник может арендовать помещение на выгодных условиях, а город получает новое здание.
Дому 37 на Ленинском проспекте вскоре тоже вернут украшения: здесь реставрируют восемь скульптур на 13-этажной башне. Парные скульптуры рабочего и колхозницы, шахтера и инженера символизируют мирный труд советских людей после войны.
О том, какой ценой дался этот мирный труд, напоминают композиции на доме 30. Со своими соседями из здания напротив перекликаются 16 уже отреставрированных скульптур солдат и девушек. Фигуры для обоих домов изготовили в середине прошлого века в мастерской Александра Громова.
Два этих здания должны были стать своеобразными парадными воротами города. По генплану развития Москвы 1935 года хотели расширить Большую Калужскую улицу (сегодня Ленинский проспект) и застроить ее новыми восьмиэтажными домами. Площадь Калужской заставы (сейчас площадь Гагарина) стала бы триумфальным въездом в столицу. Въездные ворота современной Москвы отодвинулись далеко от площади, но и сегодня ее облик формируют эти два дома со скульптурами.