«Русская война Пекторалиса»: что нужно знать о новом спектакле Театра Олега Табакова

26 марта 2019
Культура

На новой сцене Театра Олега Табакова состоялась премьера спектакля «Русская война Пекторалиса» по пьесе драматурга Олега Грисевича. В основе — повесть Николая Лескова «Железная воля», написанная в 1876 году. Для режиссера Сергея Пускепалиса это вторая работа в Театре Олега Табакова: в 2007 году он поставил «Женитьбу Белугина» Островского, которая до сих пор не вышла из репертуара.

О чем спектакль 

Главный герой — немецкий инженер Гуго Пекторалис, который приехал в Россию, чтобы навести порядок на одном из заводов. Он очень гордится своей волей, которая всегда помогала ему добиться головокружительных успехов. Столкнувшись с загадочным русским характером, железный Пекторалис на своем собственном примере доказывает правдивость русской поговорки «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». Пытаясь приспособиться к нелогичной, на его взгляд, русской жизни, герой попадает в неловкие ситуации, проигрывает в суде своему соседу, теряет все деньги и в конце концов погибает.

Лесков написал эту трагикомическую повесть, когда работал в британской торговой компании «Скотт и Вилькенс». У большинства героев были реальные прототипы — люди, которых писатель встречал во время своих многочисленных деловых поездок по стране.

Включать произведение в прижизненное собрание своих сочинений автор не стал. Обнаружить повесть удалось только во время Великой Отечественной войны.

«Все творчество Николая Семеновича связано с его честными и понятными позициями в разные этапы его жизни. Мне кажется, всем будет полезно познакомиться с этим произведением», — считает режиссер Сергей Пускепалис.

О гордыне и зачарованном страннике

«Анекдот про немца и его железную волю» — именно так режиссер определяет жанр спектакля. Несмотря на череду драматических событий, которые происходят с героем, юмора здесь достаточно.

Исполнитель главной роли Иван Шибанов («Слуга государев», «Обратная сторона Луны») считает: с Гуго часто случаются различные казусы, смешные и не очень, только из-за его гордости.

«Я не играю немца, я играю гордыню. Это главное его мельничное колесо, которое перемалывает всю его жизнь. Гордость превращается в разрушающего демона, когда человек во что-то верит фанатично, не видя вокруг себя ничего. С детства моему персонажу говорили, что он идеальный, лучший. Но это не так», — рассказывает актер.

Жалеет гордого немца только рассказчик, некто Федор Афанасьевич Вочнев, который вспоминает историю Пекторалиса во время дружеского спора о различиях немецкого и русского характера. Вочнева, который хотел спасти иностранного гостя, да не смог, играет заслуженный артист России Виталий Егоров.

«Мой герой — некий зачарованный странник. Это такой собирательный образ рассказчика-проводника, который может посмотреть на то, что случилось с Пекторалисом, со стороны», — говорит он.

Табаков сказал: «Делай!»

Идею создания спектакля по повести Лескова Сергей Пускепалис обсуждал еще с Олегом Табаковым, которого не стало в прошлом году. Тот задумку поддержал, сказав: «Делай!» Но не успел увидеть даже первых набросков — «Русская война Пекторалиса» была поставлена уже во время руководства Владимира Машкова.

Драматург Олег Грисевич написал пьесу по повести Лескова специально для Театра Олега Табакова. Он продолжал работать над материалом и во время репетиций, время от времени что-то добавляя или вырезая, — вплоть до самой премьеры. В текст пьесы он включил фрагменты других повестей и рассказов Лескова — «Запечатленного ангела», «Тупейного художника», «Очарованного странника».

«Ставишь “Железную волю” Лескова — попытайся ставить всего Лескова, все, что у него есть. И поэтому сюда вошли моменты из многих его произведений. Все это хорошо поймут те, кто знаком с его творчеством», — уверен Сергей Пускепалис.

С некоторыми артистами, которые сыграли в «Русской войне Пекторалиса», режиссер уже работал. Иван Шибанов исполнил роль Николая Агишина в «Женитьбе Белугина».

Музыку к постановке написал Владимир Купцов. На сцене звучат и частушки, и неожиданные рок-н-ролльные мотивы. Аранжировками занимался заведующий музыкальной частью театра Алексей Елкин. Декорации сделал лауреат «Золотой маски» Алексей Вотяков. Для заводских сцен он придумал хитрую инсталляцию в духе стимпанка — множество огромных шестеренок, крутящихся в клубах пара и всполохах красного и синего света.

В следующий раз спектакль можно увидеть 29 марта, 7 и 23 апреля.

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies