В Музее С.А. Есенина подготовили выставку к 145-летию со дня рождения Александра Блока, в музее-панораме «Бородинская битва» расскажут о памятных наградных знаках, а в «Коломенском» — о дворце царя Алексея Михайловича. Об этих и других экспозициях января — в материале mos.ru.
Адрес: проспект Мира, дом 111
Даты: 2 января — 31 декабря
Возрастное ограничение: 6+
4 октября 1957 года в космос запустили первый искусственный спутник Земли. Это событие вдохновило творческих людей на создание произведений самых разных жанров. Не остались в стороне и художники-медальеры: они запечатлели полеты первых спутников и первых животных, а затем, в 1960-е, увековечили полеты 11 советских космонавтов на космических кораблях «Восток» и «Восход».
Летопись продолжилась полетами кораблей «Союз» и долговременных орбитальных станций, началом международного сотрудничества по программе «Экспериментальный полет “Аполлон” — “Союз”» в 1975 году и программой «Интеркосмос». Нашли отражение в медальерном искусстве и полеты межпланетных автоматических станций к Луне, Марсу и Венере. Много медалей посвятили ученым и конструкторам, создателям ракетной техники.
Новая выставка в Музее космонавтики познакомит с настольными и памятными медалями, посвященными теме космоса. Их коллекция в фондах насчитывает более 1,5 тысячи предметов. В течение почти всего 2025 года посетители смогут проследить историю космонавтики в металле, познакомившись с лучшими образцами медальерного искусства. В экспозиции также будет представлена часть коллекции одного из увлеченных собирателей, которые регулярно пополняют фонд фалеристики Музея космонавтики, — художника Василия Омелько.
Адрес: Малый Головин переулок, дом 10, строение 1
Даты: 2 января — 28 декабря
Возрастное ограничение: 6+
Выставка «Художники-наивы в ХХ веке» познакомит с лучшими произведениями наивного искусства 1960-1980-х годов и расскажет об особенностях бытования наива в России.
Наивное искусство — не направление, не школа и даже не определенная манера. Это разнородное, ускользающее явление творчества художников-самоучек, не имеющих системного представления о технике рисунка и истории искусства. Им присущи сюжетное и тематическое разнообразие, оригинальные авторские приемы и удивительные колористические решения. Многие произведения повествуют о красоте родного края, исторических событиях, близких людях, личной биографии и занимательном мире животных. Все это разнообразие сюжетов, персонажей и красок ждет посетителей новой выставки.
Купить билеты можно на mos.ru.
Адрес: переулок Чернышевского, дом 4, строение 2
Даты: 2 января — 10 марта
Возрастное ограничение: 0+
Новая выставка в Музее С.А. Есенина посвящена 145-летию со дня рождения Александра Блока. Несмотря на всю разность последнего поэта деревни и одного из ведущих русских символистов, их тем не менее объединяет определенное творческое родство и общность поэтических тем. Создатели выставки уделили внимание и различиям, и сходству двух представителей этой контрастной эпохи в отечественной культуре.
Есенин впервые встретился с Блоком 9 марта 1915 года в Петрограде, и это стало началом их общения — после они следили за творческими победами и важными событиями в жизни друг друга. На выставке представлены личные вещи поэтов, предметы быта и интерьера, связанные с их биографиями, а также документы, автографы, рукописи и другие экспонаты.
Билеты можно приобрести на mos.ru.
Адрес: Измайловский бульвар, дом 30
Даты: 2 января — 30 марта
Возрастное ограничение: 6+
Одним из самых ранних видов культурного обмена можно считать искусство народной картинки, сформировавшееся в Китае в виде печатных и раскрашенных вручную изображений примерно в VIII столетии. По некоторым данным, сама техника ксилографии — печати на бумаге с помощью деревянных форм-клише — пришла туда из Индии в I веке нашей эры, но именно китайские мастера нашли ей художественное применение.
Китайские лубочные изображения называют няньхуа, что буквально означает «новогодняя картина». Это связано с традицией украшать стены и двери в канун Нового года. Но в разных районах Китая могли использовать разные термины: вэй-хуа («тяньцзиньские картины»), хуаньлэ-ту («увеселительные картины»), хуа-чжан («картинные листы»), хуар («картинки»). Разумеется, новогодними праздниками дело не ограничивалось: лубки печатали и к Празднику начала лета, Празднику середины осени и Празднику фонарей, ими украшали дом по случаю сватовства, свадьбы или рождения ребенка.
На выставке представлены театральные и литературно-фольклорные лубки, благопожелательные картинки к Новому году по лунному календарю и другим праздникам, ксилографии с изображениями стражей дверей, пейзажи и орнаменты. Экспозиция приурочена к проведению Годов культуры Китая и России (2024–2025).
Адрес: Дольская улица, дом 1
Даты проведения: 18 января — 18 мая
Возрастное ограничение: 6+
«Царицыно» — не просто музей во дворце, а старинный пейзажный парк, который с любовью проектировали несколько поколений архитекторов. На выставке «Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка» речь пойдет не только о нем, но также о многих знаменитых парках и садах во всем мире, где побывал куратор проекта, фотограф, эссеист профессор Российского государственного гуманитарного университета Борис Соколов.
Среди сюжетов — сады Ирана и Дании, боскеты Кускова и топиарии Кекенхофа, самый большой фонтан Германии и загадочный ночной Версаль. Выставка расскажет о «войне садов», которую вел Людовик XIV, и мистических садах из романа «Гипнэротомахия Полифила», изданного в Венеции в 1499 году и совсем недавно переведенного на русский язык Борисом Соколовым. Из Санкт-Петербурга специально привезут две картины с видами царскосельского парка и плафоны петергофского птичника. Внутри экспозиции построят лабиринт с садовой азбукой и зоной для игр.
Попасть на выставку можно будет по входному билету в музей.
Адрес: Кутузовский проспект, дом 38, строение 1
Даты: 25 января — 6 апреля
Возрастное ограничение: 12+
На выставке «Аверс/реверс» представят российские и европейские наградные и памятные медали XVII–XX веков. Помимо знаков отличия, посвященных военно-политическим событиям или царствующим особам, отдельное внимание уделят персональным медалям (медалям-персоналиям) и медалям, учрежденным в честь разнообразных учреждений (воинских частей, органов государственного управления, учебных заведений).
Большая часть экспонатов была создана на Санкт-Петербургском и Московском монетных дворах. Один из разделов выставки будет посвящен технологии изготовления медалей. Дополнят экспозицию гравюры с портретами и изображениями событий, в ознаменование которых создавались эти произведения малой формы пластического искусства.
Вход на выставку — по билету на постоянную экспозицию.
Адрес: Зубовский бульвар, дом 2, строение 1
Даты: 31 января — 13 апреля
Возрастное ограничение: 12+
Экспозиция организована совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО». Она посвящена теме монументального искусства и исследованию художественного опыта советского и постсоветского периодов.
Монументальное искусство использует образный язык обращения к человеку, в силу масштаба и местоположения первым вступает в разговор со зрителем. В этом его особенность — и именно поэтому оно может быть столь убедительным. Создатели выставки проанализировали художественные приемы, формирующие образ, который в свою очередь формирует пространство, рассмотрели монументальную живопись с точки зрения всех этапов работы над ней — от идеи до воплощения.
Приобрести билеты можно на mos.ru.
Адрес: проспект Андропова, дом 39, строение 69
Даты: 31 января — 3 августа
Возрастное ограничение: 6+
Коломенское было одним из любимых мест отдыха русский царей, начиная с Василия III и Ивана Грозного. Продолжили эту традицию и правители династии Романовых. Ни одна из царских резиденций не сохранилась до наших дней, но частью культурного наследия стали планы, чертежи и изображения дворцов. Признанный шедевр деревянной архитектуры XVII века — дворец царя Алексея Михайловича. Согласно идее зодчих, грандиозное сооружение должно было продемонстрировать величие российского государства.
В центре внимания кураторов новой выставки в «Коломенском» — основные этапы строительства дворца царя Алексея Михайловича: 1640 год — при Михаиле Федоровиче, 1667-1673-й и жизнь в нем семьи Алексея Михайловича, а также разборка строения в 1767 году и история его воссоздания.