Поставщик императорского двора: все о скоропечатне Александра Левенсона

22 января 2021
Культура

В 1881 году Александр Александрович Левенсон, сын известного московского врача, организовал в доме отца в Рахмановском переулке небольшую скоропечатню, которая принимала частные заказы. Одна типографская машинка и ручной типографский станок не могли справиться с большими объемами, поэтому в основном печатня выпускала коммерческие счета, визитные карточки. Но иногда печатали и книги. В частности, здесь был издан первый сборник рассказов Антона Чехова «Сказки Мельпомены».

Через несколько лет, в 1887-м, Александр Александрович решил привлечь в предприятие пайщиков. Одним из них стал книгоиздатель и меценат Иосиф Кнебель. Он владел книжным магазином с филиалами, платной библиотекой для чтения. Так скоропечатня Левенсона превратилась в товарищество на вере «Торговый дом А. Левенсона и Ко», а еще чуть позже, в 1890 году, — в Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон. Там стали выпускать недорогие плакаты, репродукции икон. Начали выходить журналы «Дешевая библиотека», «Новости иностранной литературы», «Семья». Их редактором был сам Левенсон.

Иосиф Кнебель. 1900-е годы

К этому времени основной капитал фирмы составлял 210 тысяч рублей. Инвентарь, которого становилось все больше, оценивался в 102,5 тысячи рублей. Для сравнения: средняя зарплата простого рабочего в то время была около 40 рублей в месяц. Даже пожар, случившийся в типографии в мае 1892 года и уничтоживший все ее имущество, не разорил фирму. Члены товарищества внесли дополнительные взносы, и уже через год объем выпускаемой продукции превысил допожарный.

Поставщик двора Его Императорского Величества

Типография росла и развивалась. В 1895-м ее наградили серебряной медалью Министерства финансов. Через год она получила уже золото на выставке в Париже, которая была посвящена столетию изобретения литографии.

В 1896 году поступил заказ, связанный с коронацией Николая II. Так у предприятия началась новая жизнь. Министерство императорского двора осталось довольно и удостоило типографию звания поставщика двора Его Императорского Величества.

В 1900 году продукцию скоропечатни Левенсона отметили на Всемирной выставке в Париже. Она получила сразу три медали: золотую (наградили управляющего мастерскими), серебряную (управляющий литографией) и бронзовую (помощник управляющего литографией).

Типография, помимо всего прочего, стала выпускать и подарочные книги — шикарно оформленные и очень дорогие издания. Производство увеличивалось, заказы поступали один за другим, и вскоре Левенсон задумался о расширении — помещения в доме в Рахмановском переулке уже не справлялись с выросшими объемами. Зато средства вполне позволяли купить участок в Трехпрудном переулке под строительство собственного здания.

Обложка одного из выпусков «Истории русского искусства» И. Грабаря. Издание И. Кнебель. 1910–1916 годы

Здание, созданное Шехтелем

Проект здания доверили Федору Шехтелю, который тогда был еще не очень известным архитектором. Он считался одним из лучших виньетистов и театральных художников. Руководство типографии рассудило: внешний вид их продукции играет очень большую роль, а значит, и здание должно быть ему вровень.

Оно было построено в 1900 году в стиле модерн, который тогда только входил в моду. Похожее на готический замок, оно резко выделялось на фоне окружающих построек и быстро завоевало любовь горожан. Комплекс состоял из двух частей: административное здание (именно оно и напоминает замок) и четырехэтажный производственный корпус, уходящий вглубь участка. Там располагались типографический, литографский, переплетный, нумерационный цеха, цех хромолитографии, а также мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная).

Скоропечатня Товарищества Левенсон в Трехпрудном переулке. Архитектор Ф. Шехтель. 1900 год

Основание угловой башни украсили лепным орнаментом чертополоха. Этот растительный мотив был очень распространен в Лотарингии (Франция). На воротах воспроизвели кованые светильники. В оформление также добавили пилястры, лепной декор, гладкие фризы, декоративные камни и барельефы.

Во внутренних помещениях использовали декоративные потолочные балки, чугунные колонны с капителями, наборный паркет, метлахскую плитку. Такая плитка считалась очень престижной и дорогостоящей: ее изготавливали из фарфоровой массы разных цветов, с узорчатыми рисунками разной степени сложности. Свое название она получила благодаря немецкому городу Метлах, где была произведена впервые.

Оконные проемы сделали из дуба, с латунными скобяными приборами. Один из залов украсили барельефом с изображением Иоганна Гутенберга — первого типографа Европы, он создал способ книгопечатания подвижными литерами.

Гид туриста и первый сборник Цветаевой

В 1910 году поэт Марина Цветаева напечатала в скоропечатне за свой счет первый сборник стихов «Вечерний альбом», за ним последовал «Волшебный фонарь». Иосиф Кнебель, который был уже не только пайщиком, но и заведующим книгоиздательской деятельностью товарищества, тоже печатал здесь свои труды.

Важное место по-прежнему занимали заказы на издания, связанные с императорским двором. Кроме того, товарищество заключило договор, согласно которому Московская контора императорских театров печатала здесь свои афиши и программы. А если кому-то требовалось воспроизвести памятники древнерусской письменности в самом высоком качестве, то тоже шли именно сюда.

Кстати, тема культуры была излюбленной у Александра Левенсона, с 1899 года он даже издавал газету «Ежедневное либретто». Читатели могли найти там самые свежие новости о театрах, музеях и прочем. От рекламодателей не было отбоя. В типографии выпускали и специальные юбилейные издания, например «Летописный и лицевой изборник дома Романовых».

«Ежедневное либретто». 1912 год

В 1912-м напечатали роскошную книгу «Москва» — с иллюстрациями, барельефным золотым тиснением. Текст был в три столбца — на русском, английском и французском языках. Издание представляло собой что-то вроде справочника туриста. На страницах рассказывалось о главных достопримечательностях и святынях города, его жителях, также присутствовала информационная справка.

«По переписи 1912 года в Москве насчитывалось 1 617 009 человек. Из них 879 286 мужчин и 727 723 женщины... Несмотря на рост домостроительства, средняя скученность московского населения достаточно высока — почти два жителя на комнату», — говорилось в ней.

К 1913 году капитал товарищества достиг 500 тысяч рублей. Несмотря на хорошо идущие дела, учреждению оставалось работать совсем немного времени. После революции 1917 года типографию национализировали, вместо нее появилась государственная типография треста «Мосполиграф». Но и она закрылась в 1942 году.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies