Многие вещи, активно использовавшиеся русскими дворянами в конце XVIII — начале XIX века, сегодня ушли в прошлое. Они красивы, изящны и необычны, однако могут показаться совершенно бесполезными. О том, как и для чего их использовали в свое время, знают лишь историки и искусствоведы.
Выставка «Приметы милой старины», открывшаяся в Государственном музее А.С. Пушкина, раскрывает тайны таких предметов, как рюмочная передача, сюрту де табль, карне де баль и других.
Экспозиция разместилась в трех залах, представляющих разные стороны жизни дворянина XVIII-XIX веков. Первый посвящен его частной жизни: здесь можно увидеть предметы домашнего обихода и вещи, связанные с различными формами проведения досуга. Второй зал рассказывает о «ветреной», «легкокрылой» и «самовластной» моде, проявляющейся в архитектуре, интерьере и костюме, а третий — о светской жизни пушкинских современников, особое место в которой занимало посещение театров и балов.
Всего на выставке представлено около 400 экспонатов из коллекции Государственного музея А.С. Пушкина.
О наиболее любопытных из них mos.ru рассказала Светлана Белехова, старший научный сотрудник музея.
В основе дизайна экспозиции, созданного заслуженным художником России Александром Коновым, — театр теней. На белых экранах — силуэты людей, одетых по моде XIX века. В их руках вещи, очертаниями похожие на некоторые экспонаты. Особо внимательные зрители могут попробовать отыскать все предметы из теней прошлого. На стенах — изображения интерьеров дворянских домов, где могли находиться эти вещи, и портреты пушкинских современников, которые могли ими пользоваться. Косо повешенные старинные рамы также свидетели той далекой эпохи.
Отдельного внимания заслуживает главный баннер выставки, в основу которого положен фрагмент известной картины Василия Поленова «Бабушкин сад» (1878). По тропинке, ведущей от дворянского гнезда — старинной усадьбы, богато украшенной лепниной, но уже тронутой разрушением, вместе с молодой героиней идет не бабушка, а Александр Пушкин. Поэт, погибший за полвека до создания этой картины, предстает перед нами таким, каким мы его никогда не видели, — пожилым.
«Почему поэт искусственно состарен? — говорит научный сотрудник музея Светлана Белехова. — Потому что время — один из главных героев выставки. Если бы не тот роковой выстрел на Черной речке, Пушкин мог бы так выглядеть в конце 1870-х годов».
Один из самых заметных экспонатов выставки — сюрту де табль, или центральный элемент декора парадного стола, — вышел из моды в середине позапрошлого века. Первые подобные настольные украшения появились в резиденциях итальянских вельмож еще в XVI веке. Название «сюрту де табль» (от французского surtout — «главное», и table — «стол») они получили во Франции, где были распространены на протяжении XVIII — первой четверти XIX века. Особую утонченность и изящество сюрту де табль приобрели при дворе короля Людовика XIV, известного своей любовью к искусству.
Чаще всего основой служило зеркальное плато, на которое ставилась ваза, канделябр или композиция из фарфоровых фигурок. На выставке роль сюрту де табль играет композиция из трех предметов, выполненных из позолоченной бронзы: ваза мастерской Пьер-Филиппа Томира (Франция, 1820-е годы) и два геридона (фигурные подставки для угощений) с танцующими сильфидами, изготовленные в России в 1820-1840-х годах.
О великолепных обедах русской знати напоминает и стол, на котором разместилось украшение. Подобный тип обеденного стола в быту получил название «сороконожка». Такие столы по мере надобности раздвигались, позволяя разместить большое количество гостей. Экземпляр, представленный на выставке, изготовлен из красного дерева в России в 1830-х годах.
Что первым придет в голову современному человеку, не знакомому с правилами сервировки стола пушкинских времен, при словосочетании «рюмочная передача»? Все что угодно, кроме его прямого значения. На самом деле так называли необычный столовый прибор, использовавшийся на званых обедах во второй половине XVIII — начале XIX века.
Рюмочная передача представляла собой чашу с вырезами по верхнему краю, предназначавшуюся для охлаждения бокалов. Появилась она в Англии в последней четверти XVII века под названием «монтейт» (monteith) — по имени некоего шотландца Монтейта, носившего одежду, края которой были фигурно вырезаны. Из Англии в начале XVIII века этот предмет сервировки стола попал в Европу, в конце столетия — в Россию. По законам этикета того времени рюмки и фужеры на стол не ставились, а подавались по мере необходимости. Их вставляли в ложементы на бордюре рюмочной передачи ножкой наружу, и они лежали на льду перед использованием.
Рюмочные передачи делали из фарфора, фаянса или серебра. Экземпляр, представленный на выставке, изготовлен из фарфора и украшен цветочной росписью. Он был выпущен в Германии в 1770-1780-х годах.
Если подсвечники и канделябры знакомы любому современному человеку, то о таком осветительном приборе, как жирандоль, слышали не все. Этот фигурный подсвечник похож на маленькую люстру на подставке. Отличительный признак жирандоли — подвески из хрусталя или стекла. Раскачиваясь, они создают мелодичный звон, превращая зажженную жирандоль в подобие маленького фонтана, в струях которого отражаются искры огня. В этот момент становится понятно происхождение названия: французское слово girandole обозначает огненное колесо, или сверкающие огни фейерверка.
Жирандоль, вошедшая в экспозицию, изготовлена в России во второй половине XVIII века. Ее главное украшение — кобальтовое стекло и хрусталь. В русских семьях жирандоли стали появляться в XVIII веке, что по большей части связано с новыми веяниями в моде на меблировку жилых помещений. Часто этот прибор был парным: жирандоли ставили по обе стороны от зеркала или окна.
Одним из главных развлечений XIX века были балы. Они могли длиться довольно долго и включали до 20 танцев — барышням и дамам несложно было забыть, кому они обещали следующий. Избежать неловкой ситуации, за которой мог последовать конфликт между мужчинами, удавалось с помощью записей в специальной бальной книжечке, или карне де баль (от французского carnet de bal). В ней указывали номер танца и имя партнера.
Внутри каждой книжки было несколько листочков, чаще всего из слоновой кости, на цепочке — тоненький карандашик. В зависимости от моды она могла быть прикреплена к вееру или к поясу бального платья.
На выставке представлены две карне де баль, изготовленные в России. Первая — в 1860-е годы, вторая — в начале XX века.
Вязаный кошелек-монетница, декорированный стальным бисером, изготовленный в последней трети XIX века в Западной Европе, привлекает не только своим внешним видом, но и загадочным названием на этикетке — портрезор, происходящим, вероятно, от французских слов porter («носить») и trésor («сокровище»).
В прошлом у таких кошельков для мелких монет было и второе, немного шуточное название — «кошелек скряги». Прорезь этого кошелька была настолько узкой, что туда могли поместиться лишь два пальца, поэтому хозяин мог доставать монеты только по одной. Складывалось впечатление, что он с трудом расстается с деньгами.
Эти длинные кошельки с прорезью могли быть шелковыми, вязаными, расшитыми бисером или украшенными вышивкой.
В экспозиции представлено несколько экспонатов, связанных с рукоделием, — среди них есть предметы, которыми мастерицы пользуются в наши дни, и почти забытые. Среди первых — два изящных столика для рукоделия со множеством отделений для ниток, пуговиц, иголок, ножниц и других материалов и инструментов. Оба столика изготовлены в России в XIX веке; один из палисандра и красного дерева, второй — из массива ореха и красного дерева. Знаком современным рукодельницам и такой предмет, как несессер с принадлежностями для шитья. Представленный в экспозиции несессер, отделанный бархатом, изготовлен во второй половине XIX века во Франции. В набор входят маленькие ножницы, наперсток, щипчики и прочие приспособления.
А вот о назначении такого инструмента, как швейка, сегодня знают далеко не все. Между тем швейки долгое время помогали шить вручную быстрее и качественнее. Мастерица прикалывала край изделия к подушечке швейки, одной рукой расправляла ткань, а другой делала стежки. На выставке представлено несколько швеек, произведенных в конце XVIII — начале XIX века в Туле. Самая необычная из них — в виде птички. Чтобы вставить в клюв ткань, нужно было нажать на хвостик.
Выставка «Приметы милой старины» будет работать до 14 мая 2023 года.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста