210-летие со дня рождения Михаила Лермонтова в музее-панораме «Бородинская битва» отмечают выставкой «Недаром помнит вся Россия…», посвященной стихотворению «Бородино». Произведение неоднократно выпускали отдельными изданиями, и музею повезло приобрести в свою коллекцию часть оригинальных иллюстраций, сделанных лучшими советскими художниками в 1970–1980-е годы.
О выставке mos.ru рассказала Виктория Павленко, заместитель директора по развитию музея-панорамы «Бородинская битва».
Михаил Лермонтов знал об Отечественной войне 1812 года только из рассказов — застать ее он, разумеется, никак не мог. Потом, окончив Школу гвардейских прапорщиков и став военным, он все больше интересовался минувшими событиями — тем более что окружение этому способствовало.
Его отец, капитан Юрий Петрович Лермонтов, в 1812 году вступил в ополчение. Воевали многочисленные двоюродные дедушки по обеим линиям, а также другие родственники. Читал Михаил Юрьевич и дневники Афанасия Столыпина, который приходился младшим братом бабушке поэта, — в них автор рассказывал о своей службе. О том, что происходило на войне, юный Лермонтов слышал и от крестьян из бабушкиного имения.
Наконец в 1837 году, в возрасте 23 лет, Михаил Лермонтов создал «Бородино» — к 25-летию Бородинского сражения. По одной из версий, прототипом того самого «дяди», к которому обращаются в стихотворении, стал пехотинец и унтер-офицер по фамилии Андреев. С ним автор познакомился у своего друга, художника Петра Заболоцкого.
С середины XIX века «Бородино» было включено в курс гимназической и школьной программы, оно оставалось там и после революции 1917 года. В дальнейшем стихотворение выпускали огромными тиражами — в виде отдельных изданий. Первая публикация, кстати, была в журнале «Современник» в 1837 году.
На выставке в музее-панораме «Бородинская битва» собраны работы трех художников: Ивана Архипова, Павла Бунина и Петра Корецкого. Двое последних участвовали в Великой Отечественной войне — у них было особое отношение к знаменитому стихотворению на военную тему.
Имя Павла Бунина знают во всем мире — его персональные выставки проходили в Вене, Париже, Базеле, Кембридже и, конечно, в разных городах России. Он иллюстрировал произведения Александра Пушкина, Уильяма Шекспира, Данте Алигьери, Омара Хайяма и многих других известных писателей. На выставке в музее-панораме «Бородинская битва» показывают портрет Михаила Лермонтова, созданный его рукой. Поэт предстает в гусарском мундире — скорее всего, на фоне Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Рисунки Бунина нельзя ни с чем спутать — у него особый стиль: быстрый росчерк кисти, графичность, черно-белые тона.
Петр Корецкий — лауреат Сталинской премии второй степени за диораму «Бой на Одерском плацдарме» — изобразил Лермонтова в военном мундире. Тем самым он показал, что молодой автор «Бородина» — наследник героических традиций русской армии. Есть на выставке и иллюстрации, где он изображает сцены из стихотворения. Все эти работы Корецкий создал в 1960-е.
«Это практически макеты страниц книги. Автор — прекрасный художник, он иллюстрировал произведения Александра Пушкина, Льва Толстого, многих английских авторов. Книжная иллюстрация отличается от обычной живописи или графики — и Корецкий подчинялся этим законам жанра», — отметила Виктория Павленко.
Наиболее полно на выставке представлены работы Ивана Архипова. В 1971 году он сделал обложку и иллюстрации для детского издания «Бородина». В его работах преобладают черный и красный цвета, а выделение контура черным карандашом создает эффект, похожий на 3D.
Для творческой манеры художника характерны значительная экспрессивность, образность, использование элементов классического лубка. В такой манере, например, он изобразил батарею Раевского, иллюстрирующую строки стихотворения:
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Именно работы Ивана Архипова были наиболее зрелищны и понятны детям.
«Посредством рисунка он передавал содержание стихотворения, которое на все времена стало символом подлинной любви к Отечеству», — подчеркнула Виктория Павленко.