Два фасада исторического здания по адресу: Смоленский бульвар, 19, строение 2 получили статус выявленных объектов культурного наследия.
Первый — фасад дома, в котором в XVIII веке располагалась городская усадьба Каменских, а в XIX веке — земледельческое училище. Второй относится к утраченной церкви во имя святых Кирилла и Мефодия. Она была позже пристроена к зданию училища. В 2016 году во время ремонта на фасадах обнаружили уникальный белокаменный декор, который долгое время считался утраченным.
Главный фасад бывшего господского дома, выходящий на Смоленский бульвар, украшен декоративными элементами в стиле классицизм, а дворовый — в стилистике историзма — относится к церкви во имя святых Кирилла и Мефодия. Главной чертой архитектуры классицизма стало обращение к формам античного зодчества как к эталонным. Для него характерны симметрия, строгость и сдержанность декоративного убранства. Историзм — популярное в XIX веке архитектурное направление, сочетающее элементы прежде распространенных стилей, например готики, барокко, рококо, с современными для той эпохи декоративными приемами.
«У этих фасадов удивительная история: на них сохранилась белокаменная резьба, скрытая под толстым слоем штукатурки. Исследования, которые были проведены специалистами несколько лет назад, ее не выявили. При ремонтных работах в 2016 году рабочие вскрыли штукатурку и обнаружили под ней искусную резьбу по камню. Пользователь здания приостановил работу и обратился в Мосгорнаследие. Специалисты оценили важность находки и пришли к мнению, что эти фасады с декором должны иметь охранный статус», — рассказал глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
История здания на Смоленском бульваре началась в 1737 году. В XVIII–XIX веках она принадлежала семье Каменских — графу Михаилу Федотовичу, генерал-фельдмаршалу, участнику Семилетней и Русско-турецкой войн, и его сыну графу Николаю Михайловичу, участнику Швейцарского похода Александра Суворова. Усадьба пострадала во время пожара 1812 года и была восстановлена по прошествии пяти лет. В 1833 году новый владелец дома генерал-губернатор князь Дмитрий Владимирович Голицын передал усадьбу земледельческому училищу, где готовили агрономов, животноводов, землемеров и лесоводов. В 1880-х годах с дворовой стороны по проекту архитектора Сергея Федотова пристроили помещение, где располагалась церковь во имя святых Кирилла и Мефодия.
За свою более чем 280-летнюю историю здание практически потеряло первоначальный облик. Его достраивали и перестраивали несколько раз. Уцелели лишь два фасада — главный и дворовый, относившийся к церкви. Их внесли в список выявленных объектов культурного наследия, теперь они охраняются государством. Их запрещено сносить, а любые ремонтные и реставрационные работы должны проводиться по согласованию с Департаментом культурного наследия и под контролем специалистов ведомства. После проведения историко-культурной экспертизы фасады могут быть внесены в список объектов культурного наследия.
В Москве в реестр выявленных объектов культурного наследия вносят здания, относящиеся к разным архитектурным стилям. Под охраной государства находится дом Плевако, образец северного модерна. А в прошлом году охранный статус поучил дом Сахаротреста — памятник эпохи конструктивизма. Там в 1930-е годы жили иностранные специалисты, приглашенные в СССР для развития сахарного производства.
Дом Плевако и дом Сахаротреста до сих пор остаются жилыми, поэтому любоваться их красотой можно только снаружи. Однако в Дни исторического и культурного наследия у горожан и гостей столицы есть возможность попасть внутрь многих старинных особняков и усадеб, куда в остальное время доступ закрыт.
В Москве реставрируют объекты культурного наследия как регионального, так и федерального значения. Чаще всего это дома, монументы, храмы и исторические объекты. Так, недавно в порядок привели фасад Галереи Александра Шилова. Это особняк XIX века, который считается образцом московской эклектики. С 1997 года в нем располагается Галерея Александра Шилова. Это 22 зала с пастельными, графическими и живописными работами художника.