Подарок Эйзенштейна и сценарий «Иронии судьбы». Пять экспонатов киноклуба-музея «Эльдар»

10 октября 2021
Культура

В киноклубе-музее «Эльдар» хранится более 300 экспонатов, связанных с жизнью и творчеством создателя «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы, или С легким паром!», «Берегись автомобиля», «Жестокого романса». Редкие документы, сценарии, афиши, рукописи и фотографии можно будет увидеть в основной экспозиции, над которой сейчас работают в киноклубе, а пока они доступны в электронном виде на сайте.

Елена Гурко — хранитель музея, член Союза кинематографистов России — выбрала пять самых интересных экспонатов и рассказала о них. Подробности — в нашем материале.

Елена Гурко, хранитель киноклуба-музея «Эльдар»

Афиша фильма «Остров Сахалин»

Афишу к документальному фильму, с которого началась слава Эльдара Рязанова, создал Александр Лемещенко — советский художник-плакатист, член Союза художников СССР. Где висела афиша, которая сейчас хранится в киноклубе, сказать точно нельзя. Возможно, это был московский Центральный дом кино, в котором 5 апреля 1955 года прошла премьера.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Документалистикой Рязанов заинтересовался на четвертом курсе ВГИКа — с приходом нового педагога Арши Ованесовой, которая организовала и возглавила мастерскую документального кино. В 1950-м Ованесова получила Сталинскую премию первой степени за фильм «Юность мира». В том же году Эльдар Александрович окончил ВГИК с отличием. В течение нескольких лет он побывал с рабочими экспедициями на Сахалине, Камчатке, Курильских и Командорских островах, плавал с китобойной флотилией, снимал рыболовов в Охотском море. 

Однажды Центральная студия документальных фильмов предложила Рязанову и его другу Василию Катаняну сделать три короткометражных фильма о Сахалине. Катаняну — о лесах острова, Рязанову — о морской фауне, а также совместный видовой фильм. Но потом в студии решили объединить все три темы в одном фильме. К работе приступили в 1954 году. Молодая, полная энтузиазма команда, состоящая из выпускников ВГИКа, находилась на острове около 10 месяцев. Съемки проводились по всему острову — от мыса Погиби до залива Анива. Эльдар Александрович позже говорил в своих мемуарах, что Сахалин стал его первой любовью.

В апреле 1955 года фильм вышел на экраны и произвел фурор. Впечатление было настолько сильным, что тысячи советских юношей и девушек захотели своими глазами увидеть далекий загадочный остров. Многие из этих юных романтиков остались там навсегда. Увидели «Остров Сахалин» и за границей — картина участвовала в международном Каннском кинофестивале. Для Рязанова и Катаняна, практически дебютантов, это было огромным достижением. В дальнейшем они еще поработали вместе. 

С Василием Катаняном Рязанов дружил всю жизнь. Более того, он передавал приветы товарищу через свое кино. Его фамилия упоминается в нескольких фильмах Эльдара Александровича. К Катанянам собирается пойти отмечать Новый год Женя Лукашин в начале фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», а герой Леонида Филатова в «Забытой мелодии для флейты» представляется вымышленной фамилией Катанян. 

Сценарий фильма «Иван Грозный»

Экземпляр сценария последнего фильма Сергея Эйзенштейна, выпущенного Госкиноиздатом в 1944 году, Эльдар Рязанов получил в подарок от самого режиссера. Эйзенштейн был его преподавателем во ВГИКе. На титульном листе — дарственная подпись: «Дорогому Эльдару Александровичу Рязанову! Проходимцу, тунеядцу и бездельнику! Профессор Сергей Эйзенштейн». Эти эпитеты, конечно же, шуточные — Эйзенштейн считал Рязанова большим талантом и трудягой.

Подарок был сделан за три месяца до смерти мастера. Эйзенштейн умер из-за сердечного приступа в 1948-м, так и не успев внести изменения во вторую часть «Ивана Грозного», которая не понравилась наверху. Первая же, принесшая ему Сталинскую премию первой степени, имела оглушительный успех, который простерся далеко за пределы страны. Американский и английский актер Чарли Чаплин писал, что «Иван Грозный» представился ему высшим достижением в жанре исторических фильмов.

Эльдар Александрович в своих интервью вспоминал, что все студенты ВГИКа относились к Эйзенштейну с огромной симпатией и он отвечал им взаимностью. Лучших, на его взгляд, он приглашал в гости и даже презентовал им свои любимые книги.

«Совершал поступки, которые знающим его людям покажутся неслыханными: он мне дарил книги! Для Сергея Михайловича добровольно расстаться с книгой было мучительно, невыносимо. До сих пор у меня хранятся монографии о Тулуз-Лотреке, Домье, Дега с его дарственными надписями», — вспоминал Рязанов в своей автобиографии «Неподведенные итоги».

Сценарий фильма «Карнавальная ночь»

В 1957 году издательство «Искусство» выпустило книгу — сценарий к фильму «Карнавальная ночь». В книгу, адресованную широкому кругу читателей, вошли не попавшие в картину кадры, вырезанные при монтаже реплики, а также интересные подробности со съемочной площадки.

«Карнавальная ночь» — особая работа в творчестве Эльдара Александровича, его первая игровая художественная картина. В 1955-м он снял фильм-ревю «Весенние голоса», а потом ему предложили сделать новогоднюю музыкальную комедию по сценарию Бориса Ласкина и Владимира Полякова. В то время Рязанов как раз собирался в свой первый в жизни отпуск, но не получилось — у директора киностудии «Мосфильм» Ивана Пырьева были на него свои планы. Он отправил молодого режиссера в Дом творчества кинематографистов в подмосковном Болшеве помогать писать сценарий Ласкину и Полякову.

Этот экземпляр, отпечатанный сразу после выхода фильма, раньше хранился в личной библиотеке самого Рязанова. На нем мы видим надписи, сделанные на память соавторами: «Спасибо за картину и за дружбу. Борис Ласкин» и «Дорогой Эльдар, “Весенние голоса” — раз, “Карнавальная ночь” — два, а не сказать бы нам — три?» Владимира Полякова.

Режиссерский сценарий фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

«Женские руки достают из вороха елочных игрушек блестящую ракету и укрепляют ее на еловой ветке. Возникают титры фильма. Объект: квартира. Титры, крупный план, способ съемки — панорама», — так начинается режиссерский сценарий знаменитой комедии, самого народного новогоднего фильма начиная с 1975 года.

Режиссерский сценарий — это рабочий сценарий самого режиссера. Помимо сюжета, диалогов, образов героев, он содержит информацию о крупности планов, покадровой разбивке сцен и другие технические данные, необходимые при съемках. В основу этого режиссерского сценария легла пьеса, написанная Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским в 1969 году. В нем Эльдар Александрович отмечал номера кадров, места съемок, хронометраж, музыку. На страницах его рукой вписаны имена актеров, утвержденных на роли.

Комедию «Ирония судьбы, или С легким паром» можно назвать своеобразной поэтической антологией. В фильме прозвучали стихотворения Анны Ахматовой, Евгения Евтушенко, Александра Кочеткова, Бориса Пастернака и Марины Цветаевой. Со знаменитым стихотворением Кочеткова «С любимыми не расставайтесь» Рязанов познакомился почти за 10 лет до съемок. Он решил, что эти стихи обязательно должны прозвучать с экрана.

Книга «Неподведенные итоги»

«Эта книга писалась, по сути, последние 10 лет, параллельно с остальными работами — по мере того, как текли годы, сочинялись сценарии, пьесы, снимались фильмы. Создавались телепередачи, возникали и новые главы этой книги, которая, так уж случилось, стала спутником моей жизни», — так говорил в предисловии к своей книге, вышедшей в 1983 году, сам Эльдар Рязанов.

Томик «Неподведенных итогов», хранящийся в киноклубе, необычный. Он побывал на борту космической станции «Салют-7» в середине 1980-х годов. Экипаж совершил шесть выходов в открытый космос, установил рекорд полета на то время (237 суток). Книга имеет несколько потрепанный вид — члены экипажа не выпускали ее из рук.

По возвращении на Землю космонавты оставили на «Неподведенных итогах» надпись: «Настоящим удостоверяется, что эта книга была с нами в течение всего космического полета и являлась действительным членом нашего экипажа, полностью разделив с нами все радости и тяготы нашей работы, за что мы очень благодарим автора. Все вышесказанное подтверждается нашими подписями, скреплено бортовой печатью станции “Салют-7”. Летчики-космонавты СССР с 8 февраля 1985 года по 2 октября 1985 года».

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies